«Колокольня» стала фильмом открытия фестиваля авторского кино «Зимний», и перед показом Любовь была немногословна. Словно все, что можно было, уже сказано — просто посмотрите. Это не похоже на другие фильмы-биографии великих творцов. Нет лоска, высокопарных фраз и выставленного света. Зато есть семейный альбом Балабановых, режиссер в домашней тельняшке за работой и снега, снега, снега… Покрытый инеем Невский проспект, губительный лед вокруг Колокольни, завьюженный Балабанов в эпизоде «Я тоже хочу».
Да и какой здесь лоск? О Балабанове так снять нельзя. Для него реализм — высшая сила.
«Балабанов. Колокольня. Реквием» не рассказывает монументальную биографию режиссера и не создает образ. Картина позволяет побыть другом или коллегой Балабанова, почувствовать всю его гениальность, простоту, иногда невыносимость. «Колокольня», конечно, о творческом и жизненном пути Балабанова, но в формате разговора на кухне под соленые огурцы. Если вам нужна монументальность и главные даты — поезжайте в Санкт-Петербург на выставку, уже прогремевшую на всю страну. Ажиотаж настолько велик, что экспозицию продлили до 15 февраля.
«Реквием» — траурная оратория о том, каким человек был. Чем дальше смотришь фильм, тем страшнее становится. Для создателей «Реквиема» Балабанов не умер. Он везде — в старой квартире, в порванном свитере, в рукописях сценариев. Для Аркус это не реквием — прижизненный портрет.