ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 5 ИЮНЯ 2022

ОДРИ ХЕПБЕРН: МИСС «ОБАЯНИЕ»

Лучшие роли актрисы, чья сила заключается в утонченности, очаровании и искренности

ОДРИ ХЕПБЕРН: МИСС «ОБАЯНИЕ»

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 05.06.2022
Лучшие роли актрисы, чья сила заключается в утонченности, очаровании и искренности
ОДРИ ХЕПБЕРН: МИСС «ОБАЯНИЕ»
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 05.06.2022
Лучшие роли актрисы, чья сила заключается в утонченности, очаровании и искренности
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Лучше всего о роли Одри Хепберн в истории кино говорит следующий факт: плакаты с изображением актрисы до сих пор — спустя двадцать девять лет после ее смерти — расклеивают тысячи поклонников по всему миру. Когда мы вспоминаем звезду «Римских каникул» и «Шарады» — девушку аристократического происхождения, прошедшую оккупацию и несколько неудачных браков, в конце жизни много и активно занимавшуюся гуманитарной деятельностью, — на ум сразу приходят слова «женственность», «обаяние» и «сила воли».

От коллег по цеху актрису отличала поразительная способность излучать смягченную очаровательной невинностью утонченность. Во многих ее образах можно обнаружить эту притягательную силу, воздействующую на зрителя.

За долгую, продлившуюся четыре десятилетия карьеру, Хепберн стала настоящей иконой стиля: благодаря ей в моду вошли балетки, узкие брюки и короткие женские стрижки. Футуристическое платье Пако Рабана со сверкающими акриловыми пластинами из картины «Двое в пути» Стэнли Донена оказало большое влияние на мир высокой моды. А элегантная черная вуаль, которую носила героиня актрисы в «Как украсть миллион», не только стала яркой деталью ленты, но со временем превратилась в фирменный знак модного дома Givenchy.

Знаменитый французский дизайнер Юбер де Живанши за долгие годы сотрудничества с Хепберн («Сабрина», «Забавная мордашка» и другие постановки) не только популяризировал свое прет-а-порте, но и подружился со звездой. О своих отношениях с модельером актриса говорила следующее: «Я так же зависима от Живанши, как жители Америки — от своего психоаналитика».
«Римские каникулы» / 1953
Талант актрисы открыл миру Уильям Уайлер — постановщик «Миссис Минивер», «Бен-Гура», «Детского часа» и других лент. Его «Римские каникулы» принесли актрисе единственный «Оскар» в ее карьере. Роль была действительно прорывной, а дуэт Одри Хепберн и Грегори Пека оказался чрезвычайно удачным и навсегда остался в анналах истории кино. Капризная, но искренняя принцесса Анна и охочий до славы, но галантный и мужественный Джо Брэдли стали эталонной парой. Их сказка продлилась недолго, но стараниями актеров получилась настолько очаровательной и впечатляющей, что в нее оказалось — вот удивление! — легко поверить. Обаяние только-только оправлявшейся от ран Второй мировой войны столицы Италии (фильм полностью был снят на натуре, в Риме) добавили романтической комедии красочного антуража.

Заслуга Одри Хепберн в успехе картины была значительной. Во многом благодаря харизматичной актрисе, сумевшей передать непосредственность принцессы и ее необыкновенное жизнелюбие, «Римские каникулы» так полюбились разным поколениям зрителей. Как ни странно, с принцессой Анной было легко себя ассоциировать каждому. Ведь эта героиня олицетворяла не столько представителя аристократии, сколько символизировала любого простого человека, желающего стать свободным от ответственности и обязательств, которыми так часто наделяет нас жизнь.

Следующий заметный перформанс Одри — главная женская роль в картине Билли Уайлдера «Сабрина». Используя в качестве сюжетной основы историю преображения «гадкого утенка в прекрасного лебедя», автор «Сансет бульвара» и «В джазе только девушки» снял красивую мелодраматическую ленту.

Вновь, как и в «Римских каникулах», Хепберн достался отличный партнер. Точнее, партнеры, ведь в «Сабрине» ее героиня, одинокая шоферская дочка Сабрина Фэйрчайлд, оказывается втянута в отношения сразу с двумя мужчинами: миллионерами Дэвидом (Уильям Холден) и Лайнусом Лэрраби (Хамфри Богарт), на семейство которых работает ее отец Томас (Джон Уильямс).

В отличии от фильма Уайлера, в «Сабрине» Одри Хепберн — уже не принцесса, но золушка. С одной стороны, получающая неожиданное внимание со стороны богатых мира сего, протагонистка формально похожа на героиню актрисы из «Римских каникул» — в ней можно обнаружить все те же нескрываемый оптимизм и любовь к жизни. С другой стороны, даже после превращения из «серой мышки» в прелестную красавицу Сабрина остается скромной, застенчивой и добродушной девушкой.

«Сабрина» / 1954
Отличается от Сабрины другой известный образ Хепберн — простодушная продавщица книг Джо Стоктон из «Забавной мордашки». Мюзикл Стэнли Донена визуально привлекателен, он околдовывает энергией молодости, завораживающими танцевально-музыкальными номерами и дуэтом опытного Фреда Астера и юной Одри Хепберн. Стилистические отсылки к битничеству и европейской культуре 50-х как будто придают фильму глубины, но на деле лишь украшают глянцевую, написанную сценаристом Леонардом Гершом («Бабочки свободны», «40 карат») историю.

Яркая («Забавная мордашка» снята при помощи технологии «техниколор») лента продемонстрировала способность Хепберн петь и танцевать. Эти ее умения в дальнейшем будут востребованы в «Моей прекрасной леди». А в «Забавной мордашке» актриса показала трогательное превращение своей героини из целомудренной и стеснительной девушки в расцветающую и раскрепощенную, знающую себе цену молодую леди. Позже образ наивной простодушной девушки закрепится за Хепберн и станет ее визитной карточкой.

Персонажа актрисы в «Забавной мордашке» лучше всего характеризует цитата актрисы: «Красота женщины должна быть видна в ее глазах, это дверь в ее сердце, то место, где живет любовь». Именно такой предстала Джоан в фильме Донена.
«Забавная мордашка» / 1957
Полной ее противоположностью оказалась другая героиня Одри Хепберн — сестра Люк из «Истории монахини». Снял фильм Фред Циннеман — создатель «Бродяг» и «Человека на все времена». В его постановке актриса сыграла одну из самых сложных и драматических ролей в своей карьере. Принявшая сан и отправившаяся сестрой милосердия в Бельгийское Конго Габриель ван дер Маль оказывалась перед сложными моральными дилеммами, пыталась найти Бога в себе и в других, страдала и жертвовала собой. Хепберн наилучшим образом отобразила тяжелую внутреннюю борьбу сестры Люк. Монахиня переживала все обрушившиеся на нее испытания, сохраняя ледяное молчание. Ведя внутренний диалог с самой собой, она задавалась вопросами: «что есть вера?», «каков мой долг?», «помощь ближнему — дань религиозному обряду или веление сердца?»

Ординарный сюжет, экономная игра актрисы и неторопливый темпоритм картины привели к тому, что фильм в большей степени полюбился критикам, нежели массовому зрителю. Но для Одри Хепберн лента Циннемана стала не только ярким штрихом в карьере, но и знаковым моментом жизни. Ведь история сестры Люк перекликалась с событиями из детства Хепберн, когда вместе с матерью будущая актриса оказалась заперта в оккупированном нацистской Германией нидерландском городе Арнеме.
«История монахини» / 1959
Совсем другой по настроению «Завтрак у Тиффани» — фильм, ставший самым популярным проектом Одри Хепберн. В своей ленте Блейк Эдвардс («Большие гонки», «Подмена» с Эллен Баркин) поместил в центр внимания Холли Голайтли — одиночку-гедонистку, надеющуюся встретить богатого мужчину и выйти за него замуж. Кто-то считал, что Холли — содержанка по призванию. Другие видели в женщине легкомысленную, простодушную натуру, которую необходимо наставить на путь истинный, а некоторые считали, что Холли движима разнообразными страхами и фобиями.

Случайная встреча с Полом (Джордж Пеппард), кажется, ничего не меняет в жизни мисс Голайтли. Но постепенно между мужчиной и женщиной возникает настоящее чувство.

Картина поставлена по одноименному роману легендарного Трумэна Капоте. В оригинальной версии истории образ Холли Голайтли заметно отличается от того варианта, который создала на экране Хепберн. Писатель даже настаивал на том, чтобы на ведущую женскую роль утвердили Мэрилин Монро, и был очень недоволен получившимся результатом — вместо драматической, остросоциальной истории у Эдвардса получилась приторная сказка о любви.

Однако образ Хепберн оказался интересным и притягательным для миллионов зрителей по всему миру. Ее Холли — свободная духом авантюристка, запутавшаяся в собственных интригах, но в конечном счете искренняя и беззлобная.

Были в карьере актрисы и другие заметные роли: ученица консерватории Ариана из «Любви после полудня», учительница Карен из «Детского часа», переводчица-синхронистка Реджина из «Шарады», цветочница Элиза из «Моей прекрасной леди», мошенница Николь из «Как украсть миллион», домохозяйка Сьюзи из «Дождись темноты», возлюбленная Робина Гуда из «Робин и Мэриан», жена богатого итальянца Анжела из «Все они смеялись».
«Завтрак у Тиффани» / 1961
Каждое появление актрисы перед публикой было запоминающимся. Жизнелюбивая принцесса Анна из «Римских каникул», наивная Сабрина из одноименного фильма Билли Уайлдера, сентиментальная Джо Стоктон из «Забавной мордашки», эксцентричная Холли Голайтли из «Завтрака у Тиффани» или мечтательная Элиза Дулитл из «Моей прекрасной леди» демонстрировали исключительное изящество и неповторимый шарм. Даром что не всегда оставались альтруистичными в своих поступках.

Но за внешней красотой и статусом иконы легко можно было не заметить, что на самом деле Одри Хепберн была еще и замечательной актрисой. Юмор, страсть, энергия и бесконечное обаяние всякий раз выделяли ее: в изящных мюзиклах, романтических мелодрамах и тяжелых картинах.

Несмотря на внешнее благополучие и приобретенный в кино образ беззаботной красавицы, Хепберн была уготована непростая судьба, в которой удивительным образом переплелись непростые детство и юность, громогласный успех в Голливуде, неурядицы в личной жизни, приостановка профессиональной деятельности, благотворительность и тяжелая болезнь.

Когда актриса умерла, Элизабет Тейлор произнесла: «У Господа Бога появился еще один прекрасный ангел, который знает, чем ему заняться на небесах». Благодаря магии кино у нас есть замечательная возможность снова и снова любоваться этим ангелом.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda