ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 19 ИЮЛЯ 2023

ГОРОД АСТЕРОИДОВ: МЕЧТАТЕЛЬНАЯ МЕТАСКАЗКА

Уэс Андерсон ностальгирует по вымышленному времени и несуществующему месту

ГОРОД АСТЕРОИДОВ: МЕЧТАТЕЛЬНАЯ МЕТАСКАЗКА

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 19.07.2023
Уэс Андерсон ностальгирует по вымышленному времени и несуществующему месту
ГОРОД АСТЕРОИДОВ: МЕЧТАТЕЛЬНАЯ МЕТАСКАЗКА
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 19.07.2023
Уэс Андерсон ностальгирует по вымышленному времени и несуществующему месту
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

Я так и не понял пьесу.


Из фильма «Город астероидов»

Режиссер: Уэс Андерсон
Страна: США
Год: 2023

Если вы знакомы с творчеством Уэса Андерсона, то можете предугадать, какой окажется каждая следующая его работа. Ироничные и щеголеватые герои будут визуально выделены при помощи контурной композиции и осевой симметрии кадра, цветовая палитра очарует пастельными тонами ярких красных, розовых, желтых и бирюзовых оттенков, легковесная, наполненная юмором история отметится разделением на главы, а ее призрачно-сказочный мир оттенит полное отступлений витиеватое повествование.

С одной стороны, новая лента Андерсона выстроена в полном соответствии с этими стилистическими особенностями. С другой, «Город астероидов» отличает непривычный для режиссера нарратив, а также неожиданный, меняющий тональность постановки сюжетный финт.
Фильм начинается с демонстрации черно-белой телевизионной передачи. Ведущий в исполнении Брайана Крэнстона объясняет зрителям: «Сегодняшняя программа перенесет нас за кулисы, чтобы воочию увидеть создание, от самого начала до конца, новой пьесы, поставленной на американской сцене». Нас знакомят с автором произведения, Конрадом Эрпом (Эдвард Нортон), а затем мы переносимся в середину 50-х в небольшой городок на юго-западе Соединенных Штатов.

Туда прибывает военный фотограф Огги Стинбек (Джейсон Шварцман). В компании трех очаровательных, но не по годам дерзких малюток-дочек мужчина сопровождает на слет юных астрономов своего сына-всезнайку Вудро (Джейк Шлойтер). В изолированном от большого мира городе внешне невозмутимый Огги знакомится с обольстительной кинозвездой Мидж Кэмпбелл (Скарлетт Йоханссон), а стеснительный Вудро — с ее дочерью Диной (Грейси Сэмюэл).

Эти события происходят под минималистичную музыку Александра Деспла, создавшего партитуры для шести из одиннадцати полнометражных фильмов Уэса Андерсона. Саундтрек «Города астероидов» с волшебными колокольчиками и гулкими ударными напоминает музыку из «Отеля "Гранд Будапешт"» и «Французского вестника». Также он включает в себя песни в стиле вестерн, кантри и скиффл. В работе над ними Деспла помогал лидер английской поп-рок-группы Pulp Джарвис Кокер.
«Открыточный» визуал Андерсона отлично коррелирует с иррациональной полумифической историей. Чем дальше развивается действие, тем более запутанным и необычным выглядит происходящее. Кадр наполняется все новыми и новыми персонажами, которых играют голливудские звезды разной величины.

Многие герои появляются ненадолго, но не впечатлиться, например, запоминающимися перфомансами ворчливого тестя Огги Стэнли Зака (Том Хэнкс), безэмоционального генерала Гибсона (Джеффри Райт), бойкой учительницы младших классов Джун (Майя Хоук) или вдумчивой сотрудницы обсерватории доктора Хикенлупер (Тильда Суинтон) невозможно.

Отстраненно повторяющие свои реплики протагонисты на самом деле скрывают в себе огромный чувственный мир. Нежные и ранимые, они полны тайн и загадок, а также страданий, выплеснуть которые наружу чудаковатые герои не в состоянии. Будучи не в силах вырваться из крепких объятий уютно-безмятежного (где-то рядом постоянно проходят испытания ядерных бомб) Астероид-сити, Огги, Мидж и остальные проходят одно испытание за другим.

Герои настойчиво стараются отыскать свое «я». При этом актуальными для них становятся вопросы смысла жизни и даже божественного провидения. Но когда кажется, что фильм вот-вот переступит черту, разделяющую развлекательное художественное произведение и назидательную философскую притчу, постановщик снижает градус напряжения, разбавляя действие очередной остроумной шуткой или уморительным музыкальным номером.

«Город астероидов» — сентиментальная мелодрама про жадного до открытий исследователя. Этот образ распределен между несколькими персонажами.

Во-первых, это безусловно талантливая Мидж. Отыгрывающая свои роли словно на автомате, актриса в одной из сцен признается, что ей, по сути, нет дела до своих детей. Но отсутствие эмпатии — не приговор, и Мидж продолжает поиск своей заветной тропы душевной близости.

Во-вторых, это человек-кремень Огги. Побывавший на войне в роли фотографа-корреспондента мужчина немногословен, но отнюдь не лишен способности мечтать. Он одержим Мидж, но до поры до времени не может признаться в этом даже самому себе. Освобождаясь от сковывающих иллюзорных пут, Огги раскрывается перед окружающими и идет навстречу своему счастью.

В-третьих, это обаятельный Вудро. Пожалуй, именно юноша является тут главным изыскателем. В одном из ключевых эпизодов постановки молодой человек, вопреки всем предположениям, удивляя и себя, и своих товарищей, делает выбор в пользу личного, а не общественного. И этот выбор оказывается как нельзя более верным.
Заключая историю в историю и уводя рассказ в область мечтательной метасказки, Уэс Андерсон наполняет ленту изысканными метафорами, поэтическими символами и интертекстуальными ссылками.

Так, вырезанные из пьесы Эрпа сцены станут для некоторых персонажей лакмусовой бумажкой их жизни, а внезапное появление иноземца поможет жителям города осознать их мысли и эмоции.

Разыгрывая многофигурную хитро устроенную пьесу, автор предлагает подумать о людях, тщетно пытающихся найти ответы на мучащие их вопросы наверху, в небе. Там, откуда на землю падают астероиды. Но иногда, чтобы отыскать ответы, достаточно просто осмотреться вокруг.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda