СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 4 АПРЕЛЯ 2023

ХИЩНИКИ: ГАЛИСИЙСКИЕ ПСЫ

Банальная ксенофобия? Или бессилие человеческого желания?

ХИЩНИКИ: ГАЛИСИЙСКИЕ ПСЫ

СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 04.04.2023
Банальная ксенофобия? Или бессилие человеческого желания?
ХИЩНИКИ: ГАЛИСИЙСКИЕ ПСЫ
СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 04.04.2023
Банальная ксенофобия? Или бессилие человеческого желания?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Родриго Сорогойен
Страны: Испания, Франция
Год: 2022

В ситуации общеизвестной нарративной ограниченности незамысловатый сюжет, использованный множество раз и в бесчисленном количестве вариантов, оказывается в положении удачнее, чем сюжет чуть более оригинальный. Интригующая история слишком прочно закрепляется в человеческой голове, приобретает характеристику узнаваемости и при следующем сходном использовании так или иначе приводит к вынужденному сравнению предложенных вариантов. При прочтении логлайна к фильму Родриго Сорогойена довольно сложно не припомнить уже классическую работу Сэма Пекинпа «Соломенные псы»: разумеется, старательно позабыв ее неудачный ремейк.

Сходный зачин, вроде как в чем-то аналогичные главные действующие лица. Разве что место действия перебралось из зябкой Англии на земли не всегда солнечной Испании. Такую историю довольно сложно рассмотреть с какой-то другой стороны, пусть даже первоисточник с художественного вымысла заменился на сводку относительно недавних новостей. И все-таки при более детальном рассмотрении двух заявленных кинокартин так или иначе напрашивается приятный вывод: променяв когти и клыки на человеческие руки, «Хищники» дают окропленные кровью, но парадоксально умиротворяющие ответы на вопросы «зачем тебе это нужно?» и «как далеко ты ради этого готов зайти?».
Итак, французская супружеская пара, воспитав дочь и устав от суетливой городской жизни, перебирается в одну из деревушек Галисии, чтобы своим овощеводским трудом наконец начать размеренное и спокойное существование. Было бы довольно странно, если бы подобный замысел не встретил серьезных преград. Из всех соседей только одна семья готова принять Антуана и Ольгу в своих краях. Остальные мужчины согласны пустить главного героя за свой стол в местном баре, однако сгущающееся вокруг такой компании напряжение можно резать кухонным ножом. Почему? Неужто дело в банальной ксенофобии? Отнюдь. Антуан отказался подписать договор, согласно которому на здешних землях могли бы быть возведены ветряные электростанции, по его мнению, разрушающие всю уникальность и чистоту прекрасных горных долин, в которых он теперь намеревается жить. Предполагается, что подобное использование природного пространства способно обогатить продавших свои участки жителей. Особенно такое решение Антуана не нравится одному из местных мужчин. Заручившись поддержкой своего младшего брата, после полученной в детстве травмы страдающего от проблем с ментальным здоровьем, он строит козни упрямому чужаку. Козни, от раза к разу становящиеся все более и более жестокими.

Если в любом конфликте всегда виноваты двое, то зрителю ничего не остается, кроме как импонировать одной из сторон. Разумеется, в данном случае симпатизировать хочется только перебравшимся в чужие края французам. Интеллигентные люди, столкнувшиеся с голодным варварством, — правда, Сорогойену нужно отдать должное: столкновение происходит все-таки «два на два», а не «пара против толпы». И как же оборонять свою «крепость», если в твоем распоряжении есть только законные методы защиты? А разве вынужденная реакция не является пусть и невольным, но все-таки активным видом действия? Чтобы тщательно исследовать феномен, лучше всего осторожно, шаг за шагом подбираться к нему поближе, наблюдая, как постепенно он затачивает свое оружие и вот уже готовится бросаться в бой. Звериная жестокость «Хищников» не бьет в лоб, она, словно медленнодействующий яд, сначала отравляет слова, потом расползается по поступкам и только затем берет в тиски. В промежутках между выверенными прыжками образуются лакуны, глотки воздуха, в которых все еще можно поверить, что опасность способна сбавить обороты и отыскать менее радикальный путь — сцены, любующиеся обычной деревенской жизнью, призванные помочь хотя бы ненадолго позабыть о нависшей над головой грозовой туче. Ведь все-таки главное отличие человека от животного — способность говорить и договариваться.
Грузная незащищенность Дени Меноше, исполняющего роль Антуана, становится крепким фундаментом для всего кинопространства фильма. Внешней мощи вчерашнего озоновского фон Канта оказывается недостаточно для противостояния подлой угрозе, поэтому он честно подстраивается под окружающую среду и с акцентом, но бойко выговаривает испанские слова. То, что зачастую теряется при переводе, в оригинале и на аудиальном уровне отражает проблему взаимодействия миров и культур. Перестанешь ли ты считаться чужаком, если заговоришь на правильном языке? Что еще требуется от пришельца, чтобы, если не сойти за своего, то хотя бы попытаться заслужить место под чужим солнцем? Замаскировавшись под рассказ о противостоянии не поладивших соседей, «Хищники» размышляют о силе человеческих желаний. Достаточно ли искреннего обожания и уважения к чему-либо, чтобы стать его частью? Чтобы получить право стараться ему во благо и само это благо определять? Неутешительный вердикт сбивает с оптимизма спесь. Так за кем же остается право решать, что делать с драгоценной землей: у того, кто на ней вырос или у того, кто пришел, чтобы ее любить и сохранить? Способен ли человек существовать, не меняя мир вокруг себя?

Фильм, который на первый взгляд производит впечатление психологического фолк-триллера, на поверку оказывается переполнен культурологической, даже философской неоднозначностью. Бдительная камера равно уделяет внимание как чарующим пейзажам, так и обитающим в них людям и их порой неприглядной жизни. Любой цвет яснее считывается на контрасте: чтобы продемонстрировать все оттенки жестокости, необходимо подобрать правильный, пронизанный любовью к жизни фон.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda