ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 6 МАРТА 2023

АРГЕНТИНА, 1985: СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Юридическая драма про людей, что вершили судьбы участников военной хунты либо под оглушительным шквалом угроз, либо в гробовой тишине судебных заседаний

АРГЕНТИНА, 1985: СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 06.03.2023
Юридическая драма про людей, что вершили судьбы участников военной хунты либо под оглушительным шквалом угроз, либо в гробовой тишине судебных заседаний
АРГЕНТИНА, 1985: СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 06.03.2023
Юридическая драма про людей, что вершили судьбы участников военной хунты либо под оглушительным шквалом угроз, либо в гробовой тишине судебных заседаний
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

У нас ведь демократия, да?


Из фильма «Аргентина, 1985»

Режиссер: Сантьяго Митре
Страны: Аргентина, Великобритания, США
Год: 2022

«Грязная война» в Аргентине — государственный терроризм военной хунты 1976−1983 годов — в том или ином виде не раз экранизировалась. «Официальная версия» Луиса Пуэнсо получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а «Гараж Олимпо» и «Мечтая об Аргентине» хоть и не удостоились подобной чести, но тоже оказались постановками небезынтересными. Киноверсию судебных разбирательств этих трагических событий подготовил Сантьяго Митре — сценарист и режиссер, чьей самой значимой работой до последнего времени была драма о человеческих сострадании и сочувствии «Паулина».

"Аргентина, 1985″ уже удостоилась «Золотого Глобуса» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Высоки шансы и на «Оскар» в соответствующей номинации.
Формально лента является судебной драмой, но по сути своей состоит из разных жанров. Превращение фильма из напряженного триллера в увлекательный детектив и даже в тонкую комедию — дело нескольких секунд. Тумблер между ними переключается неизменно неожиданно, но плавно.

В фильм включены кадры фото- и телехроники, а большую часть экранного времени мы наблюдаем за главным героем — прокурором Хулио Штрассера в исполнении харизматичного Рикардо Дарина, которого широкая публика знает по ролям в «Диких историях» Дамиана Сифрона и «Лабиринтах прошлого» Асгара Фархади.

В прочтении Митре Штрассера предстает человеком добропорядочным, волевым, но сомневающимся. Всего несколькими осторожными штрихами Дарин показывает, что в его персонаже скрыто гораздо больше эмоций и чувств, чем кажется на первый взгляд.

Ближайший соратник прокурора — обаятельный юрист-помощник Луис Морено Окампо. В его роли мы видим Питера Ланзани (сериал «Когда ты мне улыбаешься», «Клан») — будущего главного прокурора Гаагского трибунала. В отличие от сдержанного Штрассеры, Окампо более горяч, импульсивен и впечатлителен. На контрасте этих двух героев и строится повествование.

Напротив, зло в ленте не персонифицировано. Зрителю представляют обвиняемых, но личности их толком не раскрываются. Девять высших военных чинов — персонажи-функции.

Митре намеренно отказывается от скрупулезной прорисовки антагонистов. За преступников говорят их деяния, пересказом которых занимаются свидетели-потерпевшие. Сцены эти тихие, печальные, особо сентиментальные.
Для создания накаленной атмосферы (прокурор и его команда находятся в перманентной опасности — члены хунты грозятся покушениями) в ход идут ручная камера, тонирование в оттенки сепии, красного и синего цветов для создания налета винтажности, зернистость изображения, диегетический, часто переходящий в привычную закадровую музыку, саундтрек, а интерьерами для истории становятся на первый взгляд непримечательные офисы и квартиры.

Замкнутые пространства дарят клаустрофобические ощущения. Зритель, как и положительные герои фильма, как и реальные жертвы «Грязной войны», ощущает себя загнанными в угол животными: ни слово, ни дело уже не имеют никакого значения — судьба потерпевшего в руках злопыхателя.

Действительно, многое в постановке сделано так, чтобы не отвлекать от истории. «Аргентина, 1985» минималистична и прямолинейна. Митре показывает, как коррупция и жажда власти приводят к большой трагедии. Это не исследование феномена власти или притча о покаянии, но фильм о том, как люди старого порядка отчаянно пытаются удержаться во главе большой пирамиды. От случая к случаю подобное происходит в разных точках нашей планеты. Противостоять этому способны только сильные духом.

Режиссер не идеализирует протагонистов, но героизирует их, попутно стигматизируя власть имущих, заигравшихся в войнушку, которая фактически обернулась настоящей гражданской войной — когда цель оправдывает любые средства, цена человеческой жизни, по существу, приравнивается к нулю.

Среднестатистический адвокат и обыкновенные убийцы — не тот состав основных действующих лиц, которые ожидаешь увидеть в ленте о терроризме военных. Правда, в «Аргентине, 1985» уровень пафоса снижен практически до нулевой отметки; авторы подводят к простой и понятной мысли — история пишется простыми людьми, такими, как мы с вами.
Тонко расставленные акценты (изменяя и сокращая реальную историю в каких-то деталях, Митре разворачивается всерьез, когда дело доходит до судебных показаний жертв — здесь он даже прибегает к документальной точности, почти дословно цитируя выступления этих людей) делают из вроде бы стандартной судебной драмы рассказ о торжестве справедливости и возмездии, который может быть полезен далеко не только жителям Аргентины.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda