В противовес мультипликации, которая опускает или искажает этнографический аспект, выступают опусы, подходящие к вопросу визуализации сказаний древности с позиции глубокого исследования и охраны культурного наследия. Одним из самых известных и популярных «аниматоров-краеведов» является ирландец Томм Мур — автор трех отмеченных номинациями на «Оскар» опусов, взаимодействующих с кельтской мифологией. Мало того, что Мур вырос в Килкенни — древнем ирландском городе с богатой историей, — так еще и вдоволь наслушался сказочных историй от своей бабушки в детстве. Не самая ревностная ирландская католичка, она ведала внуку о том, что в лесах вокруг города обитают фэйри, лепреконы, злые ведьмы и добрые духи-хранители природы. Вдохновляясь этими рассказами, уже повзрослевший Мур основал студию Cartoon Saloon и всерьез задумался о вопросе постепенного увядания фольклора родной страны, а потому решил выпустить ряд мультфильмов, которые в красочной форме объяснили бы будущим поколениям, почему важно хранить знания предков.
Многие кинокритики называют Мура «ирландским Миядзаки», так как он ваяет невероятно красивую анимацию, следующую целям не только эстетики, но и этики — стремится увековечить кельтский фольклор в формате визуального медиа. Прямо как и герои его «Тайны Келлс» — мультфильма о монахах, что обороняют аббатство Келлс образца IX века от набегов викингов. Главная ценность, уничтожение которой не могут допустить священнослужители — рукопись, содержащая в себе несколько частей «Евангелие» с толкованиями, иллюстрациями и пояснениями. Так вот, эта книга, в кругах ученых известная как Келлская книга, существует на самом деле и более того — визуальный стиль «Тайны Келлс» тютелька в тютелька, орнамент к орнаменту следует графическим техникам, применявшимся в этой средневековой рукописи. Насыщенные фоны с причудливой геометрией объектов окружающей среды, цветовая палитра, напоминающая расцветку витражей в католических храмах, силуэты героев, неотличимые от допотопных изображений исторических лиц, чьи деяния были отражены их современниками в живописи — во всех мультфильмах так называемой «ирландской трилогии» студии Cartoon Saloon команда Мура следует канонам изобразительного искусства прошлого, что позволяет зрителю будто бы побывать в шкуре летописцев, что спасают события дней минувших от забытья.
Ирландские проекты студии Cartoon Saloon уделяют огромное внимание историческому контексту. «Тайна Келлс» повествует о бытности всамделишней монашеской коммунны. «Песнь моря», по хронологии приблизившаяся к нашему времени, мелкими штрихами вырисовывает портрет меланхоличной страны, которая уже много лет разобщена из-за спорного статуса подконтрольных английской короне земель Северной Ирландии. А «Легенда о волках» разжевывает истоки этого территориального конфликта, демонстрируя интервенцию британских войск в Ирландию под предводительством Оливера Кромвеля в XVII веке. Однако все эти эпизоды, имевшие место в реальной истории, Мур и его коллеги прогоняют через языческий фильтр.
В «Тайне Келлс» протагонист сталкивается с хранительницей леса Эйшлин, а в «Песни моря» можно увидеть и шелки (расу людей, способных обращаться в тюленей), и ведьму Маху, представленную в в облике гуманоидной совы (эти птицы в Ирландии являются предвестниками неудачи и горя по аналогии с нашей черной кошкой), и со стариком Шонкеем, что столетиями хранит истории предков, и с Мананнаном Мак Лиром — великаном и повелителем водной глади, чье тело было обращено в громадную скалу, со временем ставшую островом посреди океана, а в «Легенде о волках» мы имеем дело с оборотнями, обитающими в чащобах подальше от крупных поселений. Реальное пересекается с мифическим, лбами сталкиваются люди и сказочные существа — на улицах Дублина в канун праздника Сайман (прародителя Дня всех святых и современного Хэллоуина) в «Песни моря» или в «Легенде о волках», где генеральное сражение против армады Кромвеля, в котором участвуют не только горожане, но и оборотни, желающие прогнать нежеланных гостей со своей земли, разворачивается в сердце Килкенни. Причем срисованного с натуры, ведь там, собственно, и располагается студия Cartoon Saloon, и многие районы города сохранили свой средневековый облик, так что для путешествия в прошлое и сбора референсов аниматорам достаточно было просто выйти на свежий воздух.