Вторая половина фильма — безостановочный сюр. Авторы, описывая историю издания американского чтива, смеются над тем, во что выродилась «повестка». Монк по полной программе напарывается на то, с чем боролся. «Чем тупее себя веду, тем больше денег гребу», — формулирует он суть, кажется, всего шоу-бизнеса и массовой культуры. Писатель ведет двойную жизнь, изображает перед восхищенным белым креативным классом ходячий стереотип, и именно это обеспечивает ему успех и прибыль, а не высококачественный роман на основе античной литературы. Сцены проявления «толерантности» сыграны актерами и прописаны сценаристами хоть и гротескно, но ясно и, к сожалению, очень близко к реальности: плевать хотели угнетатели на репрезентацию и толерантность — они хотят заработать на этом на своих условиях, даже не зная, что представители дискриминируемых групп могут выглядеть иначе, чем в стереотипах. Но невежество, его культивирование и коммерциализация в массовой культуре — это та же дискриминация.
«Белым кажется, что они готовы к правде, но они просто хотят искупления грехов», — говорит Артур в ответ Монку, заявившему свой протест. Как человек творчества и интеллигент, далекий от маркетинга, Телониус не понимает, что рыночек решает: качество книги не играет роли, если речь идет о запросах публики. Так что, когда ей (все той же публике) предлагают почитать переосмысление «Персов» Эсхила, написанную чернокожим писателем, она не только ставит эту книгу в категорию African-American Studies, но еще и отказывает ее автору в праве писать на другие темы.
«Американское чтиво» показывает, что общество сделало только половину дела — признало проблему. Но дальше оно не двигается и не пытается, предлагая под видом «решения» тиражирование стереотипов, токенизм и экзотизацию. Чтобы решить проблему угнетения меньшинств, нужно перестроить общество подчистую — а кто захочет перестать быть бенефициаром сложившейся системы? Достаточно одного эпизода, в котором белый режиссер, специализирующийся на «потенциально оскаровских фильмах», — читай, лентах про угнетенные национальные, расовые и гендерные меньшинства и их истории преодоления — отчитывает молодого ассистента-азиата за «не тот напиток» и буквально вытирает об него руки. Чтобы потом ими же снять какую-нибудь «Зеленую книгу», при всем моем уважении и любви к Вигго ней.