Реальность и сон, дружба и предательство, красота и уродство, любовь и одиночество – темы, раскрытые режиссёром во второй полнометражной работе «Открой глаза». Главный герой, симпатичный и богатый Сезар (Эдуардо Норьега), прожигает жизнь и, казалось бы, имеет всё, но едва успев влюбиться в Софию (Пенелопа Крус), девушку лучшего друга, попадает в аварию, изуродовавшую лицо Сезара. Тут-то и начинается погружение в водоворот безумия и одиночества, где сложно отличить кошмар от реальности.
Аменабар сделал, пожалуй, самый личный свой фильм – его идея пришла Аменабару после ночных кошмаров. Лента наполнена образами – играющие дети в залитом солнцем парке, словно взятые из полузабытых воспоминаний; искусственная маска, скрывающая внутреннее уродство. Много субъективной камеры – съёмок с точки зрения героя. Получилась не просто драма, триллер или фантастика; эта картина – большое высказывание, которое предлагает зрителю задуматься о том, что такое жизнь, что такое человек.
Персонаж Норьеги постепенно теряет связь между реальностью и сном. По словам режиссёра, «Открой глаза» является вариацией на тему «Головокружения» Хичкока, и при внимательном просмотре можно увидеть в фильме почти покадровые отсылки к шедевру маэстро – например, когда персонаж Пенелопы Крус сквозь полупрозрачную пелену заходит в комнату главного героя.
Несмотря на всю серьёзность, в этом мини-шедевре есть и шутки для своих – например, когда Сезар с изуродованным лицом заходит в туалет, в кадр на несколько секунд попадает Аменабар, который смеётся над главным героем, а товарищ режиссёра говорит «лицо попроще сделай».
Фильм «Открой глаза» понравился зрителю, а Том Круз выкупил права на сценарий (затем снявшись в ремейке «Открой глаза» – «Ванильное небо») и спродюсировал третье кино-высказвание Аменабара, вышедшее спустя 4 года.