Для европейского романа второй половины XIX — первой половины XX веков критика высшего света, а значит и несправедливого устройства общества (ведь известно, что мир принадлежит тем, у кого есть деньги и власть) была одной из главных тем. Лев Толстой, Оскар Уайльд, Сомерсет Моэм, Томас Манн и многие другие писатели рисовали закат и моральное вырождение аристократических родов, развращенность властных элит, сатирически изображали проходимцев и льстецов, вроде Евы и Фебы, восходящих к вершинам славы исключительно за счет интриг, лицемерия и подлости. Напротив, чувствительные люди, в которых есть что-то человеческое, вроде жены драматурга Карен или самой Марго, вынуждены страдать в душной атмосфере лицемерия, где что ни слово, то обман; что ни действие, то корысть и расчет.
Джозеф Лео Манкевич не был убежденным циником, как его герой Аддисон, а, скорее, защищал свой хрупкий внутренний мир под ворчливой натурой вечного придиры. Свои чувства он экстраполировал на характер Марго, которая точно так же защищается от мира хищников скандальным поведением. В обществе лжи, лицемерия, коварства честный, живой человек не может не быть циником, ибо цинизм, то есть нарушение правил этого общества, оказывается единственным способом сохранить свою душу, остаться самим собой. Напротив, соблюдение ханжеских правил внешнего приличия — удел людей корыстных и подлых, которые ни перед чем не остановятся, чтобы добиться своего.
«Все о Еве» получился в большей степени европейским фильмом, чем даже «Рекламисты», для которого все же характерна наивная вера в торжество добродетели над пороком, что и предписывал Кодекс Хейса. Тема лицемерия и связанный с этим процесс распада подлинно человеческих отношений в ненатуральном, искусственном мире, где все друг против друга, но, тем не менее, сохраняют видимость дружбы и любви — одна из основных для европейского артхауса. Микеланджело Антониони исследовал лицемерие, игру в жизни, поглощение Самости Персоной в философском ключе, соединяя его с понятием неидентифицируемой реальности, познать которую человеку просто не дано. Луис Бунюэль, будучи открытым коммунистом и провокатором, применял причудливые инструменты сюрреализма для разоблачения стремления буржуазии к удовольствию и комфорту. Лукино Висконти, как классический реалист и наследник древнего аристократического рода, размышлял в своих поздних фильмах о кризисе культур, гибели традиционной морали высшего общества под натиском философии консюмеризма, лежащей в основе современного капиталистического общества. Наконец, Ингмар Бергман, словно въедливый психолог, работал с архетипами души, стремясь найти причины несчастия героев в них самих, в ложном устремлении их душ, в эгоизме, за которым порой скрываются идущие из детства психологические травмы.