Режиссер: Педро Пиреш
Страна: Канада
Год: 2019
А скажи, ты до сих пор ли влюблён,
Когда мачты, как пики, вонзаются больно?
Это сердце на скалах, рыбы на соснах,
Это я сбился с курса, не нашёл телефон.
Интеллигентного вида канадец смотрит в камеру. Грустный взгляд, волосы взлохмачены, а из одного угла рта в другой судорожно гуляет мундштук. Это Александр, и у него диагностировали шизофрению. Однажды он вернулся из плавания и начал слышать голоса, испытывать тревогу, приступы паранойи. Никто не знает, что произошло с ним в море, но мечты о карьере навигатора, да и просто мечты о нормальной жизни растаяли для героя без следа. Остались лишь горы таблеток и социальная депривация.
В оригинале эта история называется «Одиссея Александра». Разница лишь в том, что мифического героя дома ждали сын и прекрасная возлюбленная, а у канадского Улисса всё немного иначе: с сыном он не общается, а из близких остались престарелый отец и бабушка, которая порой звонит из Парижа. «Когда ты наконец начнешь встречаться с девушками? Мне почти 90 лет, и я хочу застать тебя с кем-то» — пристаёт она с до боли знакомыми всем вопросами к внуку.
«Безумный Александр» это классический документальный портрет, в котором гуманизм и профессиональная этика пеленают героя и аккуратно несут из пункта, А в пункт Б. Вот семейная хроника, где Александру ещё нет и пяти лет, вот фотографии 20-летней давности с первыми плаваниями, и вот мы «здесь и сейчас», наблюдаем за попытками снизить дозу лекарств. Одна квартира сменяет другую, трубка превращается в электронную сигарету или папиросу, даже редкой бабочкой влетает в жизнь героя роман с соседкой, но втуне. Александр всё так же зависим от терапии, напряжен, подавлен и вместе с нами вздрагивает от пароходного гудка, прорезающего туман над водой.
И Алекс, и его товарищи по несчастью, конечно, не самые безбашенные фрики. Так, слегка странные люди. Условный Джо Экзотик («Король тигров») или Лука Маньола («Не троньте котиков: охота за интернет-убийцей») гораздо более опасные для общества люди, но диагноз и прилипшая к нему стигма достались Александру. Его случай — не исключительный и даже не самый интересный с точки зрения науки или силы документального образа. Но если кино и важнее документа, то именно в этом: зафиксировать, что ходил по Земле такой-то, делал то-то. Память об этой маленькой (в смысле, скромной) жизни — есть главное украшение любой non-fiction работы.