СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 23 СЕНТЯБРЯ 2023

ЗЕМЛЯ АЛЬКАРРАС: ПЕРСИКОВЫЙ САД

Чеховская лирика в солнечной Каталонии

ЗЕМЛЯ АЛЬКАРРАС: ПЕРСИКОВЫЙ САД

СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 23.09.2023
Чеховская лирика в солнечной Каталонии
ЗЕМЛЯ АЛЬКАРРАС: ПЕРСИКОВЫЙ САД
СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 23.09.2023
Чеховская лирика в солнечной Каталонии
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Карла Симон
Страны: Испания, Италия
Год: 2022

Ни для кого не секрет, что из всех кинофестивалей так называемой «большой тройки» именно Берлинале всегда отличался наиболее интенсивной социальной направленностью, а также активной тенденцией к представлению кинокартин со всего земного шара. Дать слово тем, кто вынужден молчать; проговорить не самые обсуждаемые обществом вопросы; поднять проблемы, на которые принято закрывать глаза, потому что решение их не представляется возможным — создается ощущение, что Берлинский кинофестиваль следует общепринятой магистральной линии иными, окольными путями, предпочитая обращать внимание или шокировать, но не имея при том достаточно сил, чтобы дать изменениям необходимой силы толчок. Если нет возможности что-либо исправить, привлечь внимание общественности все-таки лучше, чем бездействовать вовсе. А во имя достаточно высокой и гуманной цели вполне справедливо применение не самых стандартных способов ее достижения. Оттого, наверное, и кажется особо любопытным тот факт, что после экстремального успеха Раду Жуде следующего «Золотого медведя» получает драма как никогда приземленная, понятная и по-чеховски классическая. Ведь «Земля Алькаррас» не стремится шокировать зрителя или предлагать миру нечто радикально новое. Адаптируя для современности вечные мотивы и сюжеты, фильм уверенно и методично обсуждает лежащее на поверхности, но не теряющее болезненной актуальности.
В небольшой каталонской деревушке Алькаррас посреди огромного персикового сада стоит дом, в котором проживают три поколения одной обычной семьи. Их дед десятилетиями выращивал на своей земле персики для продажи, выращивает и отец, но сын выращивать уже не будет. Ситуация такова, что документы на владение садом безвозвратно утеряны, а вернее всегда существовали исключительно в устной форме, а значит дом — единственное, что останется у семейства по окончании лета. Прочие обширные земли принадлежат совсем другому, богатому человеку, которого никак не волнует вопрос о сохранении плодоносящего наследия. Он — тот самый делец своего времени, что вместо персиков станет «растить» энергию в солнечных батареях, однако совсем не против помочь семейству научиться ступать в ногу со временем. Но отец семьи не согласен на вырубку сада. Он и прочие домашние пытаются бороться за промысел их предков, и, как это часто бывает в подобных историях, единственно важным оказывается сохранение не семейного дела, а самой семьи.

Вопрос о противостоянии урбанизации и сельскохозяйственной культуры, пожалуй, на протяжении всей истории кинематографа находил воплощение в кинокартинах европейских стран. Однако если в XX веке зачастую большой город с особой жестокостью поглощал и переваривал выходцев из «иного мира», то нынешняя южноевропейская тенденция будто бы заявляет о необходимости сохранения агрокультурного уклада жизни. Разумеется, сохранения не в первозданном виде; так или иначе, а все же ход прогресса неумолим. Но вопрос о необходимости не реформации, а адаптации ставится ребром и через призму непреходящих ценностей настойчиво привлекает к себе общественное внимание. Так, семейство из Алькаррас занимается все-таки производством персиков и их поставкой на общегосударственный рынок, но делает это в первую очередь семейными усилиями. Честный вклад крохотного сообщества в масштабное дело, смежным и немаловажным свойством которого остается сохранение культурной преемственности.
Нет ничего удивительного в том, что «Земля Алькаррас», следуя заветам соседнего неореализма, привлекает к съемке исключительно непрофессиональных актеров. Более того, собранных исключительно среди рабочих и земледельцев самого Алькарраса и ближайших деревень. В контексте поднимаемой проблемы подобное решение кажется не просто удачным, а единственно верным и возможным. Режиссерка фильма Карла Симон честно сообщает о том, что перед написанием сценария перечитывала чеховский «Вишневый сад», а для самобытной интерпретации жизненно необходимо привнесение не только оригинальной идеи переосмысления, но нечто куда более неуловимое, что просторечно можно было бы назвать духом самого фильма. Люди с экрана, безусловно, не связаны друг с другом кровью, но ощущение их родственной связи проистекает вовсе не из актерской игры. Они все — часть того мира, о котором размеренно повествует кинокартина. Их лица, тела, повадки принадлежат все тому же культурному контексту, что и ровные дорожки между деревьями, небольшой бассейн за приземистым домом и длинный стол, за которым собирается вся большая семья, чтобы пообедать мастерски пожаренными улиткам и сделать фотографию на память.
Мир всегда трещит по швам, и в каждый конкретный момент времени трагедия кажется особенно несправедливой и неподъемной. Пока реальность принимает все новые и новые формы, никак не желая оставлять время для передышек, диегетическому пространству фильма удается сформировать место, существующее как на острие настоящего, так и вне каких-либо временных периодов и рамок. Наверное, за это стоит поблагодарить сам классический нарратив, а также подглядывающую камеру, не делающую различий между человеком или пейзажем: не камеру-вуайеристку, а ту, что принадлежит тому миру, который самим актом съемки выносит за пределы течения времени. Конфликт — это всего лишь временное выведение из основополагающего состояния покоя, а любому человеку требуется нечто монументальное, за что он сможет держаться вопреки обстоятельствам. По мнению «Земли Алькаррас» подобным основанием, безусловно, является семья. Стука топоров по дереву не слышно, потому что их место давно заняли машины. Назойливый звук уведомляет о сносе прекрасного персикового сада, пока камера по-чеховски разглядывает лица тех, чье единение так просто не разрушить. Можно выкорчевать тысячи тысяч деревьев, а все-таки корни — это важно.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda