Доктор Окабэ, в которого влюблена сама Сакура, тоже покалеченный войной человек, только психически. Он не может обходиться без морфина, из-за него стал импотентом и уже не видит в себе врача. Он не лечит, а калечит молодых мужчин, ампутируя им руки и ноги, ведь на фронте не хватает лекарств. Солдаты, не желая возвращаться в строй, нередко сами нарушают медицинские рекомендации, делая все, чтобы их признали инвалидами и комиссовали. Режиссер снимает эти сцены без осуждения. Скорее, с пониманием того, что жизнь человека бесценна, и ее не стоит тратить на убийства незнакомых тебе людей.
Образы смерти и страданий натуралистичны, почти как в авангарде Мэриэна Доры. Врачи и медсестры решают, кого стоит оперировать, а кто, скорее всего, безнадежен. Не обращая внимания на крики и мольбы о помощи, доктор, словно заправский мясник, ампутирует руки и ноги, после чего их складывают в специальную тару. Антураж больницы напоминает логово маньяка, однако в фильме Масумуры нет персонифицированного зла. Все участники бойни — и японцы, и китайцы — одинаково жертвы войны. Они оказались в ситуации, когда умирает человечность, а за людей говорят танки и автоматы. Еще Лев Толстой удивлялся, сколько же всего человек изобрел для убийства себе подобных. Ведь причин для войн часто нет никаких, кроме так называемого патриотизма, то есть защиты интересов правящих кругов.
Ситуация «войны всех против всех», пользуясь терминологией Томаса Гоббса, изображается Ясудзо Масумурой в духе античной трагедии, когда жизнь не только каждого отдельного человека, но всего человечества, отдана на откуп немилосердного рока. Узаконенное убийство себе подобных расчеловечивает участников конфликта. Действительно, как считает один из солдат, почему военные должны воздерживаться от насилия над женщинами, если они каждый день убивают людей? Если убийство больше не является грехом, то тогда нет причин отвергать по моральным соображениям то, чего желает твоя душа. Ведь, как гласит название мемуарной книги ветерана ВОВ Леонида Рабичева: «Война все спишет».
Сакура Ниши, желая помочь хоть кому-нибудь, облегчить чьи-то муки, в итоге губит даже доктора Окабэ, которому приходится принять бой с врагом как старшему по званию после гибели командира. Эта девушка, готовая утешить ближнего и душой, и телом, поневоле становится страшным символом войны. Бойня притягательна, словно красивая женская плоть, ведь мужчины не знают иного способа решения конфликта, кроме силового. Стремление похвалиться храбростью и отличиться в бою приводит только к смерти и инвалидности. Кровь на полу лазарета, отрезанные конечности, в муках умирающие герои — это и есть война в представлении режиссера. Масумура не видит и не признает никакого героизма, но констатирует утрату человеком в условиях войны морального облика. Стоит раз убить, изнасиловать, ограбить, как этого будет хотеться вновь и вновь. Неслучайно в послевоенное время наблюдается резкий всплеск преступности, что описано, к примеру, в произведениях писателей «потерянного поколения». Государства любят начинать войны, но не жаждут нести ответственность за последствия. Проще забыть, как будто ничего не было.
Но остаются люди, жертвы войны, которые не могут найти себя в мирной жизни. Неслучайно древние христиане массово отказывались воевать, не страшась даже смерти за измену государству. Война калечит как тела, так и психику. Одинаково покалечены доктор Окабэ, не могущий спать без морфина, и тот рядовой без рук, который в компании с Ниши пережил последнюю близость с женщиной. Он знал, что его ждет не возвращение домой героем, а бесславная жизнь в какой-нибудь клинике вроде советского дома инвалидов на Валааме, знаменитого по рисункам Геннадия Доброва. Война, показанная через призму страданий, смерти, обреченной на мучения жизни, слишком страшна. О ней лучше не думать. Сложно примирить такую войну с романтикой побед.