АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 8 АВГУСТА 2022

КРАСНЫЙ АНГЕЛ: В ПРИСУТСТВИИ СИНИГАМИ

Не самый известный представитель японской «новой волны», нацеленный на религиозно-философское осмысление войны

КРАСНЫЙ АНГЕЛ: В ПРИСУТСТВИИ СИНИГАМИ

АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 08.08.2022
Не самый известный представитель японской «новой волны», нацеленный на религиозно-философское осмысление войны
КРАСНЫЙ АНГЕЛ: В ПРИСУТСТВИИ СИНИГАМИ
АНДРЕЙ ВОЛКОВ | 08.08.2022
Не самый известный представитель японской «новой волны», нацеленный на религиозно-философское осмысление войны
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Ясудзо Масумура
Страна: Япония
Год: 1966

«Красный ангел» Ясудзо Масумуры (1924 — 1986) редко попадает в топы лучших военных (точнее, антивоенных) драм. Причина этого проста: японское кино было открыто на Западе только после окончания Второй Мировой, и самый известный японец с кинокамерой Акира Куросава считался на родине «режиссером на экспорт». Лишь отдельные фильмы «истинно японских режиссеров», таких как Кэндзи Мидзогути, Микио Нарусэ и Ясудзиро Одзу удостаивались внимания зарубежных смотров. Ситуацию поправила «новая волна». Молодое поколение постановщиков, критически настроенных против старого кино своих стран, проявляло интерес к зарубежным кинематографиям, находя их близкими своим художественным принципам. Далеко за примером ходить не надо: Андрей Тарковский утверждал, что ему интересен взгляд на мир только двух авторов — француза Робера Брессона и шведа Ингмара Бергмана.

Пришедшая в мир кино дерзкая японская молодежь в лице Сёхэя Имамуры, Киндзи Фукасаку, Хироси Тэсигахары и некоторых других занялась привычной со времен Базарова работой — ломкой традиций. Если для французской «банды четырех» Мидзогути и Одзу были чуть ли не богами, то для «новой волны» японских постановщиков — скорее, балластом, который нужно поскорее сбросить с «корабля современности». Крушение идолов — типичное занятие людей во все века. Одно поколение сносит то, что строило другое, в угоду своим представлениям, каким должно быть кино. Неслучайно Вим Вендерс — большой поклонник Одзу — в документальной поэме «Токио-Га» (1985) отмечал, что в современной Японии нет пиетета перед национальным гением, ибо его уже мало кто помнит. Тем важнее чаще обращаться к старому кино — лучшие его образчики вне модных течений, а потому актуальны во все времена.
Ясудзо Масумура — не самый очевидный представитель японской «новой волны», которая больше ассоциируется с шедеврами Имамуры, Осимы и Тэсигахары. Режиссер имел прекрасное образование — учился на философском факультете Токийского университета и в Экспериментальном киноцентре Италии, где являлся одним из немногих японских студентов. На родине начинал карьеру в качестве ассистента Кэндзи Мидзогути и Кона Итикавы, у которых «позаимствовал» актрису Аяко Вакао, ставшую его музой на долгие годы.

Едва ли кто-то задастся вопросом, в чем причина того, почему Масумура в течение 12 лет снимал Вакао практически в каждом своем фильме. Еще в середине 1950-х, играя у Мидзогути и Итикавы — кинематографических учителей Масумуры — она показала свою способность воплощать сложные драматические образы и передавать не только характер, но и то, что Станиславский называл «сверхзадачей спектакля». Особенно это заметно в «Красном ангеле» Масумуры — ее героиня, фронтовая медсестра Сакура Ниши, одновременно притягательна и опасна. Имя персонажа отсылает к дереву сакура — насколько красивы цветы этого дерева, настолько недолог их век. Аяко Вакао отличалась европейским типом красоты — неслучайно среди эстетствующих кинокритиков периода «новой волны» возник целый культ Вакао, доказательством чего служат слова киноведа Франсиса Мури, опубликованные американским журналом Cinéaste.

Для кинозрителей она навсегда останется Сакурой Ниши, медсестрой, колеблющейся между Эросом и Танатосом в «Красном ангеле» Ясудзо Масумуры.


Ее можно рассматривать как одну из самых талантливых и красивых японских актрис второй половины XX века, а за ее работу в «Красном ангеле», как просто одну из величайших актрис за всю историю кино.


Франсис Мури, французский кинокритик

Мы же не будем впадать в патетический восторг, а лишь отметим, что в лице Вакао у Масумуры имелся первоклассный актерский материал, который позволял режиссеру выразить чуть ли не с толстовской экспрессией свою антивоенную позицию. По силе эмоционального воздействия «Красный ангел» можно сопоставить разве что с «Иди и смотри» Элема Климова. Оба этих шедевра показывают войну без войны, срывают патриотический блеск с рассуждений о необходимости и даже оправданности бойни. Только Климов обращался к апокалиптической философии христианства, а Масумура, возможно, неосознанно, к наследию Толстого. «Солдаты совершают убийства, и это зовется патриотизмом» — эта фраза доктора Окабе могла бы украсить не только знаменитый роман-эпопею «Война и мир», но и статью великого классика «Христианство и патриотизм».

Эстетский эротизм, совершенно немыслимый ни в поэтике Толстого, ни тем более у Кэндзи Мидзогути, даже когда он обращался к жизни «падших женщин» («Улица стыда» с той же Вакао), вполне естественен у Масумуры. Сам режиссер среди авторов «новой волны» был «темной лошадкой». Не в последнюю очередь благодаря своему интересу к запретному и аморальному, апофеозом чего явилось его «Слепое чудовище» (1969) (уже без Вакао), в тени которого и пребывает «Красный ангел».

Моралисты едва ли поблагодарят постановщика за такие ленты, как «Слепое чудовище», ведь это были цветочки, из которых позже распустились ягодки жанра эрогуро. Если вас пугает, по примеру Чарли Шина, обратившегося в ФБР после просмотра «Цветка из плоти и крови», подпольная франшиза «Подопытная свинка» или же такие ее дальние родственники, как «Нику дарума», то вы знаете, кому сказать «спасибо». Интересно, что шустрые итальянцы, желавшие погреть руки на «горяченьком кино» пригласили Ясудзо Масумуру к себе в Европу для постановки «Сада Эдема» (1980). С другой стороны, смелый эротизм режиссера, возможно, оказал влияние на шедевр Нагисы Осимы «Коррида любви» (1976), которую поначалу вообще классифицировали как порнографию.
Черно-белая эстетика идеально подходит «Красному ангелу», зримо представляя вечную борьбу света и тени. Фронтовой госпиталь, куда свозят раненых, больше похож на ад, чем на больницу. Люди, исторгнутые из мирной жизни войной, посланы правительством убивать китайцев (действие происходит в период японо-китайского конфликта). По логике, режиссер, будучи японцем, должен был бы демонизировать врага, однако вместо этого Ясудзо Масумура сводит все сцены с так называемым «врагом» к минимуму.

Война — это не героизм и не благородство. Она калечит судьбы и души. Озверевшие японские солдаты нападают на медсестер, говоря, что они и так убивают, так чего бы им еще не насиловать, если хочется. При этом постановщик не пытается судить своих героев, искать правых и виноватых. Состояние войны для него — это сплошное коллективное преступление. Безумие, пробуждающее в людях самые низменные инстинкты. Возможно, для того, чтобы так радикально мыслить, необходимо было проиграть, ведь и Крымская война, в которой участвовал Толстой, закончилась поражением России. После победы хочется новых свершений, а после того, как познал тяжелую горечь бесславной битвы — спокойствия и мира.

Сакура Ниши, персонаж Вакао, поневоле стала символом войны. Этот образ впитал в себя, как Эрос, так и Танатос, причем сложно сказать, чего в нем больше. Скорее, вожделение и смерть перетекают одно в другое, а герои, вступая в контакт с Ниши, обречены на смерть и страдания, словно самцы «черной вдовы». Как в случае с любовниками паука, все влюбленные в Ниши трагически погибают, не в силах бороться с ее дьявольским магнетизмом. Началось все с изнасилования Ниши солдатами, один из которых позднее был ранен и умер, несмотря на ее попытки спасти его. Напротив, переливание крови, сделанное обреченному на смерть, возможно, привело к другим жертвам, оставшимся за кадром. Ведь донорской крови немного, а потому ее стараются не расходовать напрасно.

Режиссер постоянно размышляет, так ли страшна смерть, или же она — спасение для солдат-калек, от которых отказываются их жены? Таков другой боец, лишенный рук, который сначала просит Сакуру оказать ему сексуальную услугу, трогает пальцами ноги ее тело, даже спит с ней в номере отеля, который медсестра специально сняла, а затем кончает с собой, понимая недосягаемость своего «объекта желания».
Доктор Окабэ, в которого влюблена сама Сакура, тоже покалеченный войной человек, только психически. Он не может обходиться без морфина, из-за него стал импотентом и уже не видит в себе врача. Он не лечит, а калечит молодых мужчин, ампутируя им руки и ноги, ведь на фронте не хватает лекарств. Солдаты, не желая возвращаться в строй, нередко сами нарушают медицинские рекомендации, делая все, чтобы их признали инвалидами и комиссовали. Режиссер снимает эти сцены без осуждения. Скорее, с пониманием того, что жизнь человека бесценна, и ее не стоит тратить на убийства незнакомых тебе людей.

Образы смерти и страданий натуралистичны, почти как в авангарде Мэриэна Доры. Врачи и медсестры решают, кого стоит оперировать, а кто, скорее всего, безнадежен. Не обращая внимания на крики и мольбы о помощи, доктор, словно заправский мясник, ампутирует руки и ноги, после чего их складывают в специальную тару. Антураж больницы напоминает логово маньяка, однако в фильме Масумуры нет персонифицированного зла. Все участники бойни — и японцы, и китайцы — одинаково жертвы войны. Они оказались в ситуации, когда умирает человечность, а за людей говорят танки и автоматы. Еще Лев Толстой удивлялся, сколько же всего человек изобрел для убийства себе подобных. Ведь причин для войн часто нет никаких, кроме так называемого патриотизма, то есть защиты интересов правящих кругов.

Ситуация «войны всех против всех», пользуясь терминологией Томаса Гоббса, изображается Ясудзо Масумурой в духе античной трагедии, когда жизнь не только каждого отдельного человека, но всего человечества, отдана на откуп немилосердного рока. Узаконенное убийство себе подобных расчеловечивает участников конфликта. Действительно, как считает один из солдат, почему военные должны воздерживаться от насилия над женщинами, если они каждый день убивают людей? Если убийство больше не является грехом, то тогда нет причин отвергать по моральным соображениям то, чего желает твоя душа. Ведь, как гласит название мемуарной книги ветерана ВОВ Леонида Рабичева: «Война все спишет».

Сакура Ниши, желая помочь хоть кому-нибудь, облегчить чьи-то муки, в итоге губит даже доктора Окабэ, которому приходится принять бой с врагом как старшему по званию после гибели командира. Эта девушка, готовая утешить ближнего и душой, и телом, поневоле становится страшным символом войны. Бойня притягательна, словно красивая женская плоть, ведь мужчины не знают иного способа решения конфликта, кроме силового. Стремление похвалиться храбростью и отличиться в бою приводит только к смерти и инвалидности. Кровь на полу лазарета, отрезанные конечности, в муках умирающие герои — это и есть война в представлении режиссера. Масумура не видит и не признает никакого героизма, но констатирует утрату человеком в условиях войны морального облика. Стоит раз убить, изнасиловать, ограбить, как этого будет хотеться вновь и вновь. Неслучайно в послевоенное время наблюдается резкий всплеск преступности, что описано, к примеру, в произведениях писателей «потерянного поколения». Государства любят начинать войны, но не жаждут нести ответственность за последствия. Проще забыть, как будто ничего не было.

Но остаются люди, жертвы войны, которые не могут найти себя в мирной жизни. Неслучайно древние христиане массово отказывались воевать, не страшась даже смерти за измену государству. Война калечит как тела, так и психику. Одинаково покалечены доктор Окабэ, не могущий спать без морфина, и тот рядовой без рук, который в компании с Ниши пережил последнюю близость с женщиной. Он знал, что его ждет не возвращение домой героем, а бесславная жизнь в какой-нибудь клинике вроде советского дома инвалидов на Валааме, знаменитого по рисункам Геннадия Доброва. Война, показанная через призму страданий, смерти, обреченной на мучения жизни, слишком страшна. О ней лучше не думать. Сложно примирить такую войну с романтикой побед.
Любопытно, что японская «новая волна», будучи представителем проигравшей стороны, в своих военных драмах делала акцент на страдания обычных людей и неприемлемость войны как явления, воздействуя на эмоции экспрессионистскими образами смерти и боли, в духе немецкого авангарда. И Ясудзо Масумура, и Сёхэй Имамура, и Масаки Кобаяси изображали войну как экзистенциальную трагедию, сочувствуя даже дезертирам («Летние солдаты» Тэсигахары).

Стоит ли жертвовать собой ради убийства себе подобного, во славу единственно верной идеологии? Или отказ брать в руки оружие и направлять его на того, кого сегодня император назначил врагом — единственный путь повернуть вспять бесконечную реку крови и слез, по которой, словно Харон, человека отправляет Красный ангел? В путешествие в страну теней, из которой нет возврата.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda