РУЗАННА АРУШАНЯН | 29 ЯНВАРЯ 2024

ВОЗДУХ: О ЖЕНСКОЙ СИЛЕ НА ВОЙНЕ

Боевая авиация и смерть с девичьим лицом

ВОЗДУХ: О ЖЕНСКОЙ СИЛЕ НА ВОЙНЕ

РУЗАННА АРУШАНЯН | 29.01.2024
Боевая авиация и смерть с девичьим лицом
ВОЗДУХ: О ЖЕНСКОЙ СИЛЕ НА ВОЙНЕ
РУЗАННА АРУШАНЯН | 29.01.2024
Боевая авиация и смерть с девичьим лицом
НАШИ СОЦСЕТИ

И не потому ли существует наша европейская цивилизация с ее университетами, библиотеками, галереями, и не наступило бездонное безвременье «тысячелетнего рейха», что кто-то себя жалел меньше, чем другие, кто-то свои города, свои столицы и не столицы защищал до последнего в смертном бою, спасая завтрашний день всех людей?

И Париж для французов да и для человечества спасен был здесь — в пылающем Сталинграде, в Ленинграде, день и ночь обстреливаемом, спасен был под Москвой… Той самой мукой и стойкостью спасен был, о которых повествуют ленинградцы.


Из документальной хроники Даниила Гранина и Алеся Адамовича «Блокадная книга» (1977−1982)

Режиссер: Алексей Герман-младший
Страна: Россия
Год: 2023

В день 80-й годовщины прорыва блокады Ленинграда — 18 января — в российский прокат вышел фильм Алексея Германа-младшего «Воздух» о юных летчицах в годы Великой Отечественной войны. Мировая премьера состоялась раньше: в октябре 2023 года на Международном кинофестивале в Токио.

О создании картины стало известно еще до пандемии. Уже тогда она стала одним из самых ожидаемых проектов не только из-за громкого имени режиссера и блестящего актерского состава (Сергей Безруков, Елена Лядова, Анастасия Талызина, Антон Шагин, Аглая Тарасова). Одна из особенностей картины — съемки воздушных боев с использованием виртуальных технологий на фоне самого большого в России LED-экрана (в высоту четырехэтажного дома). Перед творческой группой стояла важная задача: сделать так, чтобы сцены полетов и боев выглядели максимально достоверно, а спецэффекты, сами самолеты и их траектории — натурально. В итоге сложнейшие съемки заняли более трех лет. Они проходили в Петербурге, Ленинградской, Саратовской и Новгородской областях, а также в Карелии.
Действие картины разворачивается в 1942 году. Фашистская армия продолжает наступать на Советский союз и обстреливать колонны раненых на Дороге жизни. Со страшной сцены авианалета нацистов на детей, женщин, стариков и начинается фильм. И уже с первых минут зрителю становится понятным — эта картина еще не раз заставит буквально вжиматься в кресло от нервного напряжения.

В смешанный авиационный полк прибывает подразделение девушек, которые станут одними из первых летчиц на фронте. Девушки разные: кто-то — из благополучной семьи, а кто-то — из детского дома, кто-то — из Москвы, кто-то — из маленькой деревеньки, за плечами у каждой свой уникальный жизненный опыт, но всех летчиц объединяет одно: неопытность и смелость. Первое время командир полка подполковник Астафьев (Сергей Безруков) пытается оградить их от боевых вылетов, но девочки стремятся проявить себя в деле: ситуация в Ленинграде и на фронте в целом все тяжелее, медлить некогда.
С каждой сценой зритель все больше проникается к девушкам, таким хрупким и нежным: разве место им на войне? Но за спиной у летчиц осажденный город, голодные дети, а значит — нужно идти в бой. Режиссер показывает: здесь нет «мальчишек» и «девчонок», здесь все — равны, здесь все — защитники. И это понимание очень скоро приходит и к главной героине Жене (Анастасия Талызина), которая в начале картины задается вопросом: что важнее — человек или Родина? Оказывается, нет никакого «или». Ведь «без Родины — это уже не мы, а кто-то другой», а без человека нет и Родины. Устами Жени Герман-младший доносит до зрителя главную мысль картины.

Надо отметить, как органично смотрятся в кадре и главные героини, и массовка. Здесь нет деления на «звезд» и на «фон». Герман-младший унаследовал от отца перфекционизм в подборе фактуры: каждое лицо, каждая деталь в фильме выверенные, натуральные — они соответствуют духу времени и с лихвой погружают в происходящее. Фильм так снят, что зрители тоже ощущают себя в окопах, в полях, среди крови, изувеченных тел, криков и стонов, в кабинах горящих самолетов. Способствует этому и атмосфера, созданная оператором, техническими специалистами, работающими со светом, цветокоррекцией; костюмерами и декораторами: почти кожей чувствуешь леденящий ветер с Финского залива, дымку тумана, запах холодной и сырой земли.
«Воздух» Германа-младшего — одна из немногих убедительно снятых военных драм за последние годы. Ведь чем дальше уходит в прошлое тот день, когда прогремел последний выстрел Великой Отечественной войны, тем пристальнее наши современники вглядываются в лица тех, кто ковал Великую Победу. И задачу показать эти лица так и такими, какими они были — со своими страхами, переживаниями, сомнениями, но от этого не менее волевыми, мужественными и самоотверженными — Герману-младшему выполнить удалось.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda