геннадий гусев | 1 ФЕВРАЛЯ 2020

АГИРРЕ, ГНЕВ БОЖИЙ: ОДЕРЖИМОСТЬ

Ароматы позднего Средневековья, авантюризм и романтизм в сказочном повествовании о конфликте человека и природы

АГИРРЕ, ГНЕВ БОЖИЙ: ОДЕРЖИМОСТЬ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 01.02.2020
Ароматы позднего Средневековья, авантюризм и романтизм в сказочном повествовании о конфликте человека и природы
АГИРРЕ, ГНЕВ БОЖИЙ: ОДЕРЖИМОСТЬ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 01.02.2020
Ароматы позднего Средневековья, авантюризм и романтизм в сказочном повествовании о конфликте человека и природы
- Я — гнев Божий. От моего взгляда задрожит земля. Захочу — птицы посыпятся мертвыми с деревьев. Кто ослушается — разрежу на сто кусков и растопчу так, что можно будет красить стены.
Из фильма «Агирре, гнев божий»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Вернер Херцог
Страна: Германия (ФРГ), Мексика, Перу
Год: 1972


XVI век. Перу. Приток реки Амазонки. Отряд испанских конкистадоров и местных индейцев пересекает Альпы. Команда ищет Эльдорадо – страну-миф в Южной Америке. Так начинается пятый полнометражный фильм немецкого режиссёра Вернера Херцога.

На момент съёмок картины кинематографисту было двадцать восемь лет, но несмотря на это «Агирре, гнев божий» вышел зрелым высказыванием о конфликте человека и природы, идеализме и героизме. Неуловимые витающие в воздухе фаустовский дух и горько-сладкие ароматы позднего Средневековья, авантюризм и романтизм смешались вместе, превратив постановку в поэтическое произведение, правдивое и сказочное одновременно. Философским размышлениям о жизни и смерти как нельзя лучше подходил исторический период, где существовало три основных сословия: дворянство, духовенство и народ. Сталкивая их друг с другом, можно было красиво и метафорично показать взаимосвязь человека с богом (роль церкви в этот исторический период сильно возросла) и природой.

Одна из центральных фигур сюжета – баск Лопе де Агирре. Его сыграл одиозный немецкий актёр Клаус Кински. Помимо прочего, он был знаменит тем, что имел буйный нрав и регулярно скандалил на съёмочной площадке. Путешествие конкистадора под командованием Педро де Урсуа (Руй Гуерра) в Новый Свет – рассказ и трагический, и завораживающе прекрасный. С одной стороны, финал экспедиции оказывается безрадостным. С другой, негласную «победу» одерживает первозданная природа, на стороне которой в итоге и оказываются симпатии зрителя.
В своей интерпретации основанного на популярной легенде сюжета известный страстью к документальному кино постановщик активно использовал натурные съёмки. Впечатляющие сцены (особенно выделяются вступительный и финальный эпизоды, демонстрирующие спуск путешественников вместе с лошадьми по крутому шестисотметровому обрыву и плывущий по царственной Амазонке полуразбитый плот), интересные музыкальные решения (саундтрек фильма записала немецкая краут-рок-группа Popol Vuh) и впечатляющая игра Кински, испепеляющего своих экранных противников одним лишь взглядом, сделали из картины печальную повесть об одержимости идеалом, в которой между строк заложены размышления о жизни и смерти.

На съёмочной площадке известный своей экспрессией кинематографист заставлял актёров подвергаться тяжёлым испытаниям: плавать по Амазонке на самодельном, дышащем на ладан плоту, жарясь под палящим солнцем, совершать многокилометровые марш-броски, бороться с постоянными атаками москитов. Но ни изматывающие трудовые будни вне студийных павильонов, ни часто случавшиеся перепалки – однажды между Херцогом и Кински произошла ссора, в результате которой постановщик угрожал своей главной звезде самым настоящим пистолетом – не остановили работу.

Вследствие такого подхода режиссёра персонажи оказались неотличимы от реально существовавших людей, а философские смыслы, которыми наполнил фильм автор, оказались настолько сильными, что, например, Фрэнсис Форд Коппола назвал «Агирре, гнев божий» главным источником вдохновения для картины «Апокалипсис сегодня». Личность полковника Уолтера Куртца во многом основана на характере главного персонажа из постановки Херцога.
Оператором проекта выступил Томас Маух («И карлики начинают с малого», «Удостоверение»). На съёмочной площадке он использовал всего лишь одну камеру. От голливудских стандартов того времени, в соответствии с которыми сложные постановки снимались минимум с пятью камерами, отказались ещё на этапе пре-продакшна.

Из-за этого фильм вышел по-хорошему простым. Вместе с тем, он кажется изящным и даже эстетским. Для этого Херцог использовал ассоциативный монтаж, при помощи которого можно легко отождествить поступки человека и «реакцию» на них природы, а крупные планы героев в его понимании должны были сменятся величественными ландшафтами Южной Америки.

Длинные, почти статичные панорамные кадры акцентировали внимание на флоре и фауне Южной Америки. Однако сам режиссёр всегда опровергал предположения о том, что главное в его картинах – природа: «В моих фильмах столько же антропологии, сколько в музыке Карло Джезуальдо или на картинах Каспара Давида Фридриха. Их отношение к антропологии – только в попытке осмыслить человеческий удел в этот момент времени и на этой планете».

При помощи столь незатейливых, но действенных приёмов, а также благодаря наличию в команде Херцога многочисленной группы статистов – реальных жителей южноамериканского континента – и частым актёрским импровизациям, граница между игровым кино и документальным полностью стёрлась – «Агирре, гнев божий» похож на слепок безвозвратно ушедшей эпохи.
Столкновение человека и природы – одна из главных тем в творчестве создателя «Фицкарральдо». В фильме о поисках мифического рая на Земле это проявилось наилучшим образом. Страсть человека к разгадке тайны непостижимого, его стремление к безусловной власти отлично проявляется в главном герое. В Агирре есть звериное естество. Он – отчаянно рвущееся к цели дикое животное, не знающее, что будет с этой самой целью делать, если до неё доберётся. Победить в страшной схватке с природой ему не под силу, обуздать себя – тоже. И он не может поверить в то, что его мечта – пустая фикция. Конкистадор просто идёт вперёд, несмотря ни на что, через все тернии. Их искателя приключений он медленно, но верно превращается в возомнившего себя сверхчеловеком сумасшедшего.

Переработав историю Агирее, Херцог противопоставил девственную чистоту природы, искренность далёких от пороков цивилизации аборигенов жестокости иноземных путешественников, их алчности, жажде власти и животной сущности. Однако автор не однозначен в суждениях. Бесчеловечные поступки протагонистов он сравнивает с гневом матушки-природы, хотя и туземцы не выглядят ангелами во плоти. Каждый из них хранит свой грех.

Постановщик не ищет правых и виноватых. Он остаётся сторонним наблюдателем, пытливым исследователем человеческой души, априори порочной и амбивалентной.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda