ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 6 НОЯБРЯ 2022

ПОСЛЕ ЯНГА: СЕМЬЯ

Исследование человечности и ее границ через призму фолиевых светофильтров

ПОСЛЕ ЯНГА: СЕМЬЯ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 06.11.2022
Исследование человечности и ее границ через призму фолиевых светофильтров
ПОСЛЕ ЯНГА: СЕМЬЯ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 06.11.2022
Исследование человечности и ее границ через призму фолиевых светофильтров
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

— Так вот, что тебе нравится в чае: поиск, не сам вкус?

— Нет-нет. И вкус тоже.


Из фильма «После Янга»

Режиссер: Когонада
Страна: США
Год: 2021

Как справиться с потерей близкого? Что такое семья? Что значит быть человеком?

Стандартные для арт-кино вопросы интерпретируются отнюдь не банальным образом. Почти библейская драма оборачивается причудливой фантастической историей о семье, переживающей утрату своего андроида. Который мечтал не только об электроовцах. Который был другом, братом и сыном. Повествование витиевато, медитативно, метафорично, поэтично и интертекстуально.

Картина написана скупыми мазками, но в ней находится место для пространных размышлений о жизни, смерти, искусстве и семье.

Двадцать пятым кадром — Андрей Тарковский.
Автор фильма — бывший киноэссеист, один из сотрудников профильного журнала Sight & Sound, американский постановщик южнокорейского происхождения Когонада. Его дебют «Колумбус» — вдумчивая драма про самопознание и самоопределение, одновременно кино о кино и признание в любви к архитектуре.

«После Янга» тоже обращен внутрь себя.

Когонада — Тарантино нового времени (или Тарантино «для бедных»). Он тоже, как и создатель «Криминального чтива», появился словно из ниоткуда. Фильмы Когонады многослойны и загадочны, по-своему увлекательны, но совсем не похожи на хулиганские творения маэстро. В них, как и, например, в «Бешеных псах» или «Убить Билла», остро чувствуется бунтарский дух — режиссер бросает вызов самому себе и зрителю. Но в постановках Когонады для этого выбрана совершенно иная форма.

При всей внешней простоте «После Янга» — экзотическая и глубокомысленная история о силе времени, памяти, человечности и культурной апроприации. Вопросы тут остаются без ответов. Печаль — без выхода. Сценарий к фильму — экранизации рассказа Александра Вайнштейна «Прощание с Янгом» — написал сам Когонада. История достаточно проста.

В недалеком будущем муж и жена Джек (Колин Фаррелл) и Кира (Джоди Тернер-Смит) обнаруживают, что у их андроида Янга (Джастин Х. Мин) случился сбой в мейнфрейме. Обратившись в обслуживающую компанию, супруги понимают, что дело обстоит серьезно — кажется, Янг «навсегда потерял работоспособность». Как сказать об этом их маленькой приемной дочери Мике (Малеа Эмма Тяндравиджайя), для которой андроид был не только живым (?) путеводителем в мир ее родной китайской культуры, но и превратился в близкого, почти родного «человека»?
Для Колина Фаррелла роль Джека стала одной из лучших за последние годы. Его персонаж немногословен, но в его взгляде, мимике и языке тела можно прочесть столько, что выйдет как минимум несколько копий «Войны и мира». Джоди Тернер-Смит в образе Киры не так притягательна, но удачно вписывается в образ немного отстраненной, но отнюдь не бесчувственной женщины. Экономная игра актеров — ключ к достижению эффекта безразличия.

Столкновение и взаимовлияние культур друг на друга — одна из подтем постановки. Всего лишь несколькими кадрами, парой острых фраз демонстрируется неоднозначность заимствования членами одной группы людей (расы, нации, семьи) элементов культуры другой. В более узком смысле слова Когонада обращается к семье как социальному институту общества.

Что заставляет людей объединиться и, напротив, что приводит к распаду коллектива? Как мы оцениваем себя и других: по процессу или по результату? Освещение при помощи цветных фолиевых фильтров представляет многообразие жизни, показательная отчужденность героев (на протяжении всего фильма Джек и Кира считанное число раз оказываются в одном кадре) — противоречия человеческой души, забавные синхронные (на самом деле — совсем не синхронные) танцы в Just Dance — видимое единение семьи, а длинная экспозиция лучше прорисовывает характеры персонажей.

«После Янга» — антиутопия по своему духу, экзистенциальная притча по смыслу и злободневная семейная драма по существу. Когонада с заразительной меланхоличной сонливостью показывает мир, в котором за идеальными футуристическими интерьерами и патологически вежливыми героями скрывается тупая боль непонимания, непереносимое отчаяние и бесконечное одиночество.
Все главные мысли — между строк. Укол — прямо в сердце.

Когонада — псевдоним. Дань уважения сценаристу Кого Нода, известному своим сотрудничеством с известным японским режиссером Ясудзиро Одзу. В «После Янга» влияние Одзу особенно заметно: персонажи не двигаются, если в этом нет необходимости, они обращаются напрямую к камере, как если бы мы видели их на экране смартфона, ноутбука или компьютера.

Отныне технологии и люди неразрывны?

Неожиданно грациозные беспилотные автомобили дарят ощущение безопасности. Но оно мнимо. Мягкая эмбиентная музыка Аски Мацумии обволакивает, еще больше погружая в историю.

«После Янга» — это танцы без страсти, слезы без плача, мысли о себе в присутствии прочих и желание сблизиться, лишенное первопричины.

Простое — через сложное. Трагедия — через драму. Счастье — через страдание.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda