РЕКЛАМА — ДВИГАТЕЛЬ КАРЬЕРЫ
Я помню, как снимал рекламу в Йоркшире, когда вдруг получил сообщение, что мне звонит Стэнли Кубрик. Он увидел снятый мною рекламный ролик молока, в котором я использовал особый градуированный фильтр. Он хотел точно знать, какой именно фильтр я использовал. Когда я перезвонил ему из телефонной будки, моя рука дрожала. В итоге он предложил мне должность второго режиссера на съемках «Барри Линдона». Я должен был согласиться, но я отказался. Я думал, что если я хорошо поработаю, то похвала достанется ему, а если бы я что-то сделал плохо, то вина лежала бы на мне.
ЮНОСТЬ И ТАНЦЫ
Я помню, что она была просто чудесной, и я помню, как бросился к Джерри Брукхаймеру и Дону Симпсону в другую комнату и сказал: «Вы должны увидеть эту девушку. Она изумительна». Я заставил ее плакать, и ей было легко это сделать, потому что она потеряла весь свой багаж по пути на прослушивание, и я думаю, что она спала в парке или что-то в этом роде. Это было ужасно. Насколько мне было известно, она никогда раньше не играла, так что это было в некотором роде рискованно. Но в ней присутствовало что-то детское, ранимое, качество, которое многое прощало. Это заставило бы вас полюбить ее.
ДЕВЯТЬ С ПОЛОВИНОЙ НЕДЕЛЬ СТРАСТИ
Я поняла, что если я пройду через все это, то стану сильнее и мудрее. Я шла против своей природы. Я чувствовала отвращение, унижение, но, когда вы начинаете идти против самого себя, вы вдруг понимаете, что эмоции, о которых вы даже не подозревали, сами всплывут на поверхность.
Она должна бояться его. Если они станут часто пить кофе вдвоем, то эта тонкая грань будет потеряна. Я не хотел, чтобы они встречались до того, как начнут работать. У них не должно быть иных отношений, за исключением меня. Я хотел, чтобы 10 недель съемок фильма были похожи на девять с половиной недель их отношений.
Это не было результатом садистского союза между мной и Микки. Она знала, что это в итоге помогло ей. Это было неприятно, но полезно.
Этот момент заставил всех испытывать слишком сильную ненависть. Они ненавидели Джона за такой поступок. Они ненавидели Элизабет за то, что она позволила ему сделать это с ней. Они ненавидели меня за то, что я снял это. Это заставило их ненавидеть сам фильм.
УЖАСЫ НЕВЕРНОСТИ
Она человек, от которого вы меньше всего ожидаете такой страсти и иррациональной одержимости. Когда они с Майклом Дугласом репетировали сцену, произошла необыкновенная эротическая трансформация. Она была трагической, сбивающей с толку смесью сексуальности и ярости — я видел, как Алекс оживала.
Я сочувствовал ей всегда. Мысль о том, что он мог просто заняться с ней сексом, а потом притвориться, будто он этого не делал, а затем сделать это снова, возмутительна. Долгое время — до тех пор, пока она не стала настоящей психопаткой ближе к концу, когда украла ребенка и тому подобное, — мои симпатии были на ее стороне.
Я ненавижу то, как они называют это «эротический триллер». Мне нравилось делать сюжеты об отношениях, рассказы о нас с вами, о наших друзьях или о чем-то еще, и, очевидно, частью любых отношений является секс. Делать вид, что его нет, просто глупо.
АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ
Я нахожусь поздно ночью в метро и путешествую по недрам Нью-Йорка. В поезде очень мало людей. Меня охватывает чувство ужасающего одиночества. Поезд подъезжает к станции, и я выхожу. Платформа совершенно пуста. Я иду к ближайшему выходу и обнаруживаю, что двери заперты. Пока я иду к другому концу платформы, меня накрывает полная безысходность. К моему ужасу, другой выход тоже скован цепями. Я оказался в ловушке и чувствую себя обреченным. Я знаю наверняка, что больше никогда не увижу дневного света. Моя единственная надежда — спрыгнуть на рельсы и войти в туннель, во тьму. Оттуда я могу двигаться только вниз. Я уже знаю, что следующая остановка на моём пути — ад. Отчасти это произошло из-за моего собственного страха и отчаяния, потому что в моей жизни, казалось, ничего не получалось. В Иллинойсе мне казалось, что моя история полностью испарилась. Моя история была такой: «У тебя нет истории». Нет друзей. Нет работы. Жена поддерживает семью. В общем, на мой взгляд, история закончилась. Я мог бы отказаться от своих целей в кино и вести другой образ жизни … Моя история была бы такой: «Хорошо, ты пытался». Вместо этого я проснулся от своего сна о метро и сказал: «Это отличное начало для фильма». Затем я попытался написать, как выбраться из ада…»
Я понимаю, почему люди так долго отказывались от съемок. Сценарий читается как роман, и он очень пугающий, поскольку крайне описателен. Брюс создал очень буквальные видения Ада и Рая, которые я не знал, как отобразить. Как бы вы изобразили в кадре персонажа с рогами?
КРУШЕНИЕ МЕЧТЫ
Для меня важно было найти девочку, которая одной ногой стояла бы в детстве, а другой — во взрослой жизни. Именно такой и была Доминик, когда я впервые ее встретил. Тогда ей было четырнадцать лет. В начале романа Лолите почти тринадцать, в конце — восемнадцать, так что мне надо было найти кого-нибудь, кто удовлетворял бы всем требованиям. Набоков писал о тонких руках нимфеток — у Доминик именно такие руки. Мне кажется, что в фильме есть сцены, где она выглядит совсем девочкой. Доминик никогда не снималась до «Лолиты». Я устроил ей пробы вместе с Джереми Айронсом — и мне показалось, что они хорошо выглядят вместе. Важно, что Доминик может быть смешной, что у нее есть чувство юмора. То, как она выглядит на экране, не идет вразрез с моим представлением о Лолите.
Наверное, они выбрали неподходящий момент для экранизации книги о педофилии, даже такой извращенно смешной и чувственной, как роман «Лолита».
Должен откровенно вам сказать, что считаю версию Эдриана Лайна гораздо более близкой к оригиналу. Отец мой, который щедро хвалил других и не любил критиковать чужую работу, хорошо говорил о первой кинематографической «Лолите», об ее чудных актерах — Джеймсе Мэйсоне, Шелли Уинтерс, Питере Селлерсе, Сью Лайон. Но сказал при этом, что чувствует себя, как пациент, которого везут в карете милосердия, лежащего и бессильного переменить пейзаж, который мелькает перед его глазами. Почему? Потому что Кубрик, после того, как принял версию скрипта, как предполагал договор с отцом, к сожалению, почти все переменил. В данном случае, Стивен Шифф написал чудный скрипт, который соответствует духу книги. Эдриан Лайн, который также снимал фильмы другого рода — «Девять с половиной недель», «Роковое влечение», которые знакомы и русскому зрителю, — понял, что не все фильмы нужно делать в том же духе. Он не только хороший читатель, в том числе, книг моего отца, он кроме этого имеет определенный и совершенно особенный талант перевода на кинематографический язык тонкостей, нюансов, юмора, поэзии и даже стиля моего отца, что нелегкое дело. Я думаю, что моему отцу доставило бы большое удовольствие увидеть верность, с которой Лайн перевел на экран все нюансы и юмор, и образы «Лолиты».
ПЕРЕФРАЗИРУЯ ШАБРОЛЯ
Я хотел показать пару совершенно счастливых людей. Мне нравилась идея абсолютно произвольного характера неверности.
ВОДА, ВОДА, КРУГОМ, КРУГОМ ВОДА