геннадий гусев | 9 ДЕКАБРЯ 2020

НЕВИДИМАЯ ЖИЗНЬ ЭВРИДИКИ: В ОТРАЖЕНИИ

Фильм, снятый по роману бразильской писательницы Марты Батальи, как тягучая смесь мелодрамы и трагедии с аккуратно выписанными портретами эпохи, откровенными сценами и поэтическими метафорами

НЕВИДИМАЯ ЖИЗНЬ ЭВРИДИКИ:
В ОТРАЖЕНИИ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 09.12.2020
Фильм, снятый по роману бразильской писательницы Марты Батальи, как тягучая смесь мелодрамы и трагедии с аккуратно выписанными портретами эпохи, откровенными сценами и поэтическими метафорами
НЕВИДИМАЯ ЖИЗНЬ ЭВРИДИКИ:
В ОТРАЖЕНИИ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 09.12.2020
Фильм, снятый по роману бразильской писательницы Марты Батальи, как тягучая смесь мелодрамы и трагедии с аккуратно выписанными портретами эпохи, откровенными сценами и поэтическими метафорами

— Кто родился-то?

Мальчик.

Ему повезло.

Из фильма «Неоновый демон»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Карим Айнуз
Страна: Бразилия, Германия
Год: 2019

Картина Карима Айнуза («Пляж будущего», «Центральный аэропорт Темпельхоф») «Невидимая жизнь Эвридики» посвящена проблемам гендерного неравенства и поискам себя. Фильм, снятый по роману бразильской писательницы Марты Батальи, представляет собой тягучую смесь мелодрамы и трагедии. В нем хватает размышлений о южноамериканском обществе середины прошлого века, аккуратно выписанных портретов эпохи, откровенных сцен и поэтических метафор.

История развивается в Рио-де-Жанейро 1950-х. Живущих у моря двух сестер — Гиду (Жулия Стокклер) и Эвридику (Карол Дуарте) — связывают сильные родственные чувства. Девушки полны энергии и светлых надежд на будущее. Жизнь представляется им опасным, но приятным приключением. Гида хочет встретить прекрасного принца и выйти за него замуж. А Эвридика лелеет мечту стать знаменитым композитором. Но, как это часто бывает, действительность оказывается совсем не такой, как представлялось — девушкам предстоит пройти множество испытаний, которые тем не менее не обещают счастливого финала.
«Невидимая жизнь Эвридики» — сентиментальная лента в лучших традициях бразильской мыльной оперы. Удивительные совпадения сочетаются в ней с высокопарным слогом повествования и эмоциональностью истории. Однако режиссура Айнуза иначе расставляет акценты.

Посредством завораживающего диегетического саундтрека Бенедикта Шифера («Германия 09», «Магия зверя») с обилием струнных и клавишных инструментов, зернистости изображения, частого использования в кадре зеркал, многозначительной недосказанности в диалогах и ультранасыщенной цветовой палитры автор стремится передать запахи, текстуры и объемы.

В центре сюжета фильма — платоническая любовь двух сестер. Однажды расставшись, они ищут возможности встретиться вновь. Властолюбивый, но слабовольный супруг Эвридики Антенор (Грегориу Дювивьер), деспотичный отец героинь Маноэл (Антонио Фонсека) и остальные мужчины вольно или невольно оказываются на пути девушек друг к другу. Лишь нанятый для поисков сестры Эвридикой детектив выглядит нейтральным персонажем. Все остальные — антагонисты.

Женщины вынуждены подчиняться царящим в обществе патриархальным укладам. Они становятся объектами сексуального интереса, матерями, домохозяйками, хранительницами домашнего очага. Но им закрыта дорога к искусству, они не в состоянии свободно изъявлять свою волю, жить так, как им заблагорассудится.
Связав воедино мелодраматический сюжет о разлуке двух сестер с фем-проблематикой, Айнуз показал, насколько сложно было жить на южноамериканском континенте в двадцатом столетии. Женщины того времени искали утешение в воспоминаниях и размышлениях, попадая в зазеркалье — невидимый мир, в котором уживаются справедливость и равенство, искренняя любовь и взаимоподдержка. Но эскапизм лишь на время помогал справиться с жизненными невзгодами — суровая реальность не давала надолго уйти от злой обыденности: абсолютной тирании, произвола судьбы, серых дней, единственной отрадой в которых были мечты и мимолетные разговоры с другими женщинами.

Но и они между собой не всегда находили взаимопонимание. Так, мать Гиды и Эвридики (несмотря на название, в фильме равное внимание уделяется обеим сестрам) уже давно смирилась со сложившейся иерархией. Она — безмолвная, бестелесная тень своего мужа. На ее примере режиссер демонстрирует глубоко пустившую корни в обществе форму социальной организации.

Оттого к месту выглядит прием с зеркалами. Айнуз демонстрирует — Гида и Эвридика как будто пытаются зафиксировать свое существование. Ведь подобно древнегреческой Эвридике они — героини-невидимки. От девушек практически ничего не зависит. Ни сестры, ни остальные женщины не могли противопоставить свое «я» мужскому.

Именно поэтому все сексуальные сцены фильма лишены изящества и красоты. Более того, они отталкивают и выглядят не как акт любви, а как насилие. Агрессия проявляется не только в постели, но также на кухне, в саду, в гостевых комнатах и в ресторанах. Она обнаруживается во вроде бы милых взглядах, в тихих разговорах и, конечно, в спальнях.

Притеснения принимают формы эмоционального террора и пренебрежения. Последнее, пожалуй, даже хуже всего. Лишенная возможности ощущать собственные значимость и желанность женщина словно здесь словно растворяется в воздухе, превращаясь в уродливое подобие самой себя, мимолетное отражение в зеркале, смутную фигуру на заднем плане.
И тем не менее сестры эмоционально воздействовали на мужчин. Это показано в нескольких эпизодах. Например, в одном из них Эвридика сообщает мужу радостное для себя известие. Но ему оно совершенно не по нраву. Антенор пытается выразить свое негодование, но ситуация разрешается неожиданно — женщина обольщает мужчину. На небольшое мгновение она занимает более высокую позицию и диктует правила игры. Тут автор ставит изящный вопрос: является ли соблазнение игрой для Эвридики, или ее желание непритворно?

В таких тонких двусмысленностях постановщик находит горькую иронию и смутную надежду. На первый взгляд остракизм добровольно покинувшей дом Гвиды — не только следствие отношения к ней ее отца и социума, но также результат ее собственного необдуманного выбора. Но ошибки встречаются на пути у любого человека. Прощать — проявлять силу. В постановке сильными оказываются сестры и их подруги.

Раскрывая простую истину о том, что женщина — не инкубатор для рождения детей, Айнуз ни на секунду не сомневается в своих героинях. В определенный момент Гида отказывается от своего родного, но нежеланного ребенка. Но даже в такие моменты видно, на чьей стороне остаются симпатии автора.

Еще более это заметно в сцене прослушивания Эвридики в консерватории. Она играет девятый этюд Шопена — драматичную инструментальную композицию с сильными доминантами в середине. Интонационно музыка изображает не только настроение Эвридики в текущий момент, но также передает настроение, в котором вынужденно находились женщины 1950-х: взволнованное, мрачное и тревожное, — за каменными тучами бессилия с трудом можно разглядеть неяркие лучи надежды.
История развивается на протяжении нескольких десятилетий. Мы видим, сколько отличных шансов упускают женщины из-за деспотизма мужчин. Находясь в перманентном поиске друг друга и самих себя, Эвридика и Гида отчаянно пытаются нащупать свободу и счастье.

Сестры обнаруживают их в звонком смехе детей, в нежных объятиях подруг, в легком дуновении ветра и трепетных звуках фортепиано. В одном из эпизодов Карим Айнуз сравнивает своих героинь с плавающими в маленьком аквариуме прекрасными золотыми рыбками. Действительно, в патриархальном обществе женщины оказываются заперты в рамках прогнившей системы. Но невзирая на любые преграды, они стремятся наполнить свои жизни смыслом.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda