«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» снимается с пыльных полок цензуры и выпускается спустя 20 лет, в 1987 году. Этот фильм становится первым в трилогии Кончаловского о российской глубинке. В 1994-м выходит второй — «Курочка ряба». Басня о русской зависти и прямое продолжение «Аси». Здесь мы наблюдаем отрезок 90-х, о котором зрителям рассказывают уже знакомые герои «Аси Клячиной», но теперь речь идет о новом мире. По иронии судьбы после премьеры фильма его назвали антироссийским — когда-то так же и первую часть упрекали в атисоветскости.
После Кончаловский режиссирует самый дорогой мини-сериал, снятый в 90-ых — «Одиссей» (1997) — и берет паузу на пять лет.
В 2002 году режиссер возвращается с фильмом, смешивающим как голливудскую фантасмагорию, так и документализм: чувств, людей, быта, актуальности. Симбиоз опыта породил «Дом дураков»: «Это цирк, карнавал! Феллиниевская фреска, сделанная очень тщательно, но совсем по-другому», — говорит о своем фильме, получившем «Серебряного Льва» в Венеции, Кончаловский.
История о том, как в безумный мир вторгается не менее безумная война. Страна, в которой порядок, поддерживаемый «персоналом», исчезает. Гротескная свобода вторгается в дом безумных, но длится счастье недолго. Ведь причина того, что персонал сбежал — война. И вторгается она в дом следующей.
После наступают те 2000-е, которые приятно расхваливать и одновременно обвинять за культ потребления, который пришел в страну резко и принес с собой все без разбору. Спрос важнее предложения, а ценность определяется лишь ценой. Как насмешку над явившимся в Россию консюмеризмом Кончаловский снимает «Глянец» (2007).
Одна из немногих комедий в арсенале А. Кончаловского. Скорее, даже гротескная сатира о «лучшей жизни», своего рода «московской мечте», которой суждено остаться только на страницах «глянца». С другой стороны, как говорил сам режиссер: «В этой жизни можно добиться всего, что угодно. Весь вопрос в том, сколько ты за это заплатишь».
«Щелкунчик и крысиный король» выходит в 2010-м. Классическая сказка в обертке очень сомнительных спецэффектов и отсылок. Фильм в прокате провалился. Также неоднократно назывался одним из худших произведений своего времени.
«В какой-то мере данный фильм после 50-ти лет работы стал началом новой главы моего кинематографа», — так А. Кончаловский описывал роль «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» (2014). Фильм, завершающий трилогию о российской глубинке. «И это замечательное ощущение — творить и быть независимым от денег. Все наши персонажи, кроме одной актрисы, были реальными людьми, проживающими в глухой деревне в Архангельской области. Этих людей до съемок я нигде не встречал и даже не знал об их существовании. Но мне и не надо было их знать. Я ведь русский, а значит, чувствую свою страну и ее людей сердцем, знаю, как живут мои соотечественники, чем дышат, что думают».
Кончаловский достиг мастерства в той стезе, которую он выбрал — летописи русской жизни, чувств. Описывая разные эпохи, он никогда не делал ключевым контекст, акцент всегда был на чувствах людей, их пороках и счастье, которые не менялись от фона. Хоть все три фильма — «История Аси Клячиной», «Курочка ряба», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — и несут в себе шарм комедии, неизбежно они оставляют на душе, скорее, чувство пустоты и сочувствия, нежели радости.
«Мне вообще очень хотелось избежать всего искусственного, например, чтобы персонажи „исполняли“ какие-либо роли. И я не занимался принуждением деревенских жителей. Они жили своей жизнью, а я их при этом снимал. В этом замечательное достижение новых технологий. Современные камеры могут работать несколько суток без остановок и сами выбирать сюжеты картин». Так Кончаловский описал свою работу над фильмом «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Следующим произведением режиссера стал «Рай» 2016 года — история о том, как идея Рая для кого-то может стать сущим Адом. История трех персонажей, судьбы которых переплетаются, как у Куросавы, под натиском преступления и покаяния. Прав каждый, но каждый и лжет, сам того не понимая. История, изучающая феномен зла, его рождения и неизбежности, тип «человека, который уверен, что он прав. Он настолько убежден в своей правоте, что во имя ее совершает зло и насилие. Будучи уверенным при этом, что творит благо. Это вечная тема, как и вечно в этом мире зло».
Герой фильма «Рай» — идеалист из привилегированной прослойки общества, который при этом является фанатичным нацистом. Это Противоречие, совмещающееся в душе, и есть «банальность зла», а эта «амбивалентность характера» делает его трагическим. Когда Кончаловский снимал «Дорогих товарищей!», он решил сделать зеркальное отражение фильма «Рай», перенести конфликт в советскую реальность. И так получилась картина, рассказывающая о новочеркасском расстреле с точки зрения увлеченного, ответственного партработника.
Сам режиссер говорит, что фильм не является социальной или политической критикой дня сегодняшнего. Это все та же вечная история, вечное исследование зла и души из которого то рождается.
«Мне сладко спать, а пуще камнем быть, Когда кругом позор и преступленье…», — так Микеланджело описывал свою эпоху в сонете для Джованни Строцци. С этих строк начался интерес режиссера к гениальному скульптору: «И началось мое „путешествие“ — я хотел разобраться в политических интригах, в его жизни и в том мире, в который его окружал. Я не принадлежу к режиссерам, исповедующим кинематографический романтизм, меня больше увлекает дух времени. Где его нет, там нет и жизни. Поэтому я погрузился в фантастические ароматы, цвета, костюмы и нравы, чтобы воссоздать настоящую жизнь того жестокого и трудного времени», — рассказывает режиссер о вдохновении для фильма «Грех». Истории о художнике, оставшемся вне времени и эпохи. Подобным образом был поставлен и «Андрей Рублев», снятый Тарковским, но написанный им совместно с Кончаловским.