ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 25 МАРТА 2020

ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ: КАТЕХЕЗИС

Сборник ответов, облегчающих просмотр фильма, посвященного попытке бросить вызов злу не в его явной ипостаси — войне, а в непреодолимой силе, что засасывает человека в суету современности

ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ: КАТЕХЕЗИС

ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 25.03.2020
Сборник ответов, облегчающих просмотр фильма, посвященного попытке бросить вызов злу не в его явной ипостаси — войне, а в непреодолимой силе, что засасывает человека в суету современности
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ: КАТЕХЕЗИС
ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 25.03.2020
Сборник ответов, облегчающих просмотр фильма, посвященного попытке бросить вызов злу не в его явной ипостаси — войне, а в непреодолимой силе, что засасывает человека в суету современности
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Терренс Малик
Страна: США, Великобритания, Германия
Год: 2019


Что есть катехизис в рамках восприятия «Тайной жизни»?

Сборник ответов на существенно важные для понимания вопросы. Ряд наставлений, облегчающих просмотр фильма.

Какие причины побудили автора написать рецензию таким образом?

Утомлённость приевшимися форматами. Неоспоримая связь религиозного катехизиса с темами, которые поднимает фильм: вера в Бога, единоличный подвиг, способность любить и противостоять злу.

Что нужно знать об авторе картины, Терренсе Малике?

Он глубоко религиозный американец, философ и главный анахорет Голливуда. Каждый его фильм, начиная с дебютных «Пустошей», вызывает в мире кино восторги, дискурс и гнев; неизбежно номинируется на самые престижные премии и стучится в учебники по режиссуре. Начав карьеру почти одновременно со своим одногруппником по институту киноискусства Дэвидом Линчем, Малик переключился с жанровых лент на собственную частоту «всё обо всём FM». Недаром Антон Долин называл уже классическое «Древо жизни» ментальным радио — последние работы его создателя подходят под это описание. Почти бессюжетные, они исследуют вопросы жизни, вселенной и всего такого в компании всемирно известных актёров и культового оператора Эммануэля Любецки. Почти ни на одну из премьер своих фильмов автор не явился.
Какое время, с округлением до десятков лет, провёл режиссёр в добровольном отшельничестве, не снимая кино и не давая интервью для прессы?

20 долгих лет. С 1978 по 1998.

В праве ли мы уподобить главного героя «Тайной жизни», Франца Егерштеттера, самому Малику, живущему вдали от мирской суеты?

Да, с поправкой на время, место и жертвы, на которые приходится идти ради уединения.

Что за Франц Егерштеттер?

Реальная историческая личность и символ австрийского сопротивления фашистской Германии. Не стал подписывать присягу на верность Гитлеру, и тем самым, по жестокой иронии, подписал себе смертный приговор. Был расстрелян и возведен католической церковью в ранг мучеников, оставив после себя длительную и душещипательную переписку с женой, саму жену и трёх дочек.

Почему же скромный фермер из альпийской деревушки Санкт-Радегунд пошёл на столь самоубийственный акт неповиновения?

Из-за своих религиозных и политических убеждений.
Каким предстаёт перед нами экранный Франц в исполнении Августа Диля?

Честным по отношению к самому себе. Любящим по отношению к жене Франциске (блестящая роль Валери Пахнер) и дочерям. Полным сомнений в молитвах, но бескомпромиссным в делах. Осознанным и погружённым в себя, почти аутичным, но при этом полным эмпатии к миру, который его окружает. Смиренным в своём тихом подвиге. Верующим и верящим.

Кому уподобляется этот персонаж при низведении до архетипа?

Осирису или Иисусу Христу, в зависимости от интерпретации.

Чем, помимо непосредственного жития Егерштеттера, наполнена картина?

В лучших традициях Малика, медитативной красотой и поэзией. Закадровыми монологами, бесконечными пролётами через альпийские луга и пристальными взглядами на лица героев. Как бы бессодержательны не были некоторые сцены, в них есть визионерская эстетика, и, что более важно, присутствие духа. Словно связь зрителя с Францем формируется не через мысли и поступки героя, а через пейзажи, дома и людей, что его окружают. Некий онтологический опыт от первого лица, но при этим извне и не совсем взаправду (всё-таки кинематограф — лишь частичная иллюзия). Будто VR-экскурсия по совершенно секретному военному объекту, будто самый изысканный вуайеризм.
О чём «Тайная жизнь»?

Как писал Егор Беликов: «Это фильм о том, как возможно жить, будучи частью экосистемы, а не антагонистом ей, как спрятаться от человечества, оставаясь при этом человеком».

О чём ещё «Тайная жизнь»?

О попытке бросить вызов злу не в его явной ипостаси — войне, а той непреодолимой силе, что засасывает человека в суету современности, внешний круговорот событий. В эдакую Сладкую жизнь, шумную и ненастоящую. О том, что говорящий не знает, а знающий не говорит. О попытке по крупице, по зернышку сохранить невинность и чистоту мира, который (словно поезд во сне Франца) несётся в ад. Коротко и ясно суть этих мыслей описана в эпиграфе к фильму, цитате из Джорджа Эллиота.

Что содержится в этом эпиграфе?

Благоденствие нашего мира зависит не только от исторических, но и от житейских деяний; и если ваши и мои дела обстоят не так скверно, как могли бы, мы во многом обязаны этим людям, которые жили рядом с нами, незаметно и честно, и покоятся в безвестных могилах.

Зачем смотреть «Тайную Жизнь»?

Чтобы получить удовольствие от искусства. Чтобы задуматься над вечными вопросами, и, тем самым, добыть богатую пищу для сердца и ума.

Как смотреть?

Отринув снобизм, выспавшись и настроившись на ту самую частоту ментального радио.

Что придёт вам на помощь?

Неземной красоты саундтрек Джеймса Ньютона Ховарда. Эфемерная, но наблюдательная камера Йорга Видмера. Актёрский состав, в том числе, и последняя, маленькая, но важная роль великого Бруно Ганца.
Какие моменты позволяют с уверенностью говорить о художественных достоинствах фильма?

Контраст документальных кадров с запечатлённым на них Адольфом Гитлером (родился, кстати говоря, в 26 километрах от родной деревни Франца) и быта главных героев. Ещё более явный контраст просторных лугов и тесной камеры заключения, сцен игры с дочерьми и пыток в тюрьме. Яркие визуальные образы, складывающиеся в удивительно цельную картину религиозно-поэтического сознания.

С чем можно сравнить это кино?

С молитвой.

В таком случае, уступает ли молитва Малика молитве, например, Андрея Тарковского?

Если о таких вещах можно говорить в таких категориях, да. Парадоксально и вероломно, талант первого наследуется, вступает в диалог, переплетается и, наконец, проигрывает таланту второго.

Что сделал бы другой режиссер с жизнеописанием Франца?

Другой бы поставил эпическое полотно в духе «Списка Шиндлера» или «Последнего искушения Христа».

Чем хорош Терренс Малик в качестве режиссёра «Тайной жизни»?

Своей манерой повествования, идеально подходящей под основной источник информации о мученике — письма. Тем, что понимает концепцию ухода в свой мир по ту сторону от большого Мира, и знает, почему это порой нужно сделать.
В чём же заключается истинный ужас фильма?

Истинный ужас остаётся за кадром и заключается в тотальности истории. Как ни старайся, она поглотит тебя и включит в свои анналы, неизбежно — не сейчас, так потом — вырвет из манямирка. Как бы ни старался Малик, его тайная жизнь стала явной давным давно, а из жизни Егерштеттера он сделал восхитительный трехчасовой аттракцион, тем самым в очередной раз обрекая его на бессмертие и подчиняя тому неотвратимому и вечному потоку бытия, что зовется историей, и от которого сам Франц так хотел бы спрятаться.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda