ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 15 МАРТА 2020

ВЕЧЕР ТРУДНОГО ДНЯ:
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ИЛИ ДОКУМЕНТ ЭПОХИ?

Динамичное киномузыкальное видео, разбавленное скетчами с классическим английским юмором и изрядной долей импровизации

ВЕЧЕР ТРУДНОГО ДНЯ:
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ИЛИ ДОКУМЕНТ ЭПОХИ?

ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 15.03.2020
Динамичное киномузыкальное видео, разбавленное скетчами с классическим английским юмором и изрядной долей импровизации
ВЕЧЕР ТРУДНОГО ДНЯ:
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ИЛИ ДОКУМЕНТ ЭПОХИ?

ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 15.03.2020
Динамичное киномузыкальное видео, разбавленное скетчами с классическим английским юмором и изрядной долей импровизации
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Ричард Лестер
Страна: Великобритания
Год: 1964

Среди множества фильмов о легендарной ливерпульской четверке именно «Вечер трудного дня» — самый легкий, задорный и будто бы документальный. В самом деле, нетрудно представить, что вплетенные в сюжет забавные приключения и нелепые ситуации происходили с музыкантами на самом деле. А оттого возникает приятное щекочущее ощущение подглядывания в замочную скважину. И что же можно за ней разглядеть?
На съемках фильма «Вечер трудного дня»
«I'm happy just to dance with you»
На дворе 1964 год. Разгар битломании. Хотя с момента выхода первого сингла The Beatles прошло всего два года, мир уже окончательно и бесповоротно сошел с ума от любви к длинноволосым парням в пиджачках от Пьера Кардена. В то время, как сами они жаждут веселья, дурачеств, знакомств с девушками и классического прожигания молодости. По крайней мере, именно это всеми силами старается показать нам Ричард Лестер, режиссер Hard Day’s Night.

Фильм, скорее, напоминает хаотичный набор гэгов, нежели единое структурированное повествование. Никакой общей нити, кроме поездки ребят на концерт из Ливерпуля в Лондон не прослеживается. В целом, перед нами предстает динамичное музыкальное видео, разбавленное скетчами с классическим английским юмором («Скажите, как вы нашли Америку? Возле Гренландии нужно свернуть налево») и изрядной долей импровизации. Заменить бы Пола, Джона, Джорджа и Ринго никому не известными, пусть даже обаятельными актерами, картина бы перестала вызывать какие-либо эмоции кроме, недоумения. Но в кадре Beatles, а значит, перед нами еще один бесценный документ их жизни и творчества, так стоит ли придираться к мелочам? Пожалуй, все-таки стоит. Ведь мы говорим о полноценном художественном фильме, а не о документальных путевых заметках.
«Can't buy me love»
Немало вопросов возникает, например, к монтажу. Фильм пестрит ляпами как новогодняя елка огоньками. Вот, скажем, Джордж показывает менеджеру, как пользоваться безопасной бритвой, обильно «украшая» зеркало пеной для бритья и сосредоточенно размазывая лезвием по зеркалу пузырящуюся массу. Но в следующем кадре зеркало уже сияет чистотой без малейших воспоминаний о недавнем мастер-классе. Можно ли отнести подобные упущения к веселой и непринужденной атмосфере, которая, скорее всего, царила на съемках? Или дело все же в безалаберном отношении к постпродакшену, ибо зачем стараться, если фанаты культовых рок-н-ролльщиков на такие мелочи даже внимания не обратят, пребывая в привычной эйфории от лицезрения своих любимчиков?

Фильм снят исключительно ручной камерой, а если брать в расчет год выхода картины, то сама собой напрашивается мысль об аналогии с французской «новой волной». Или, возможно, создатели картины хотели подчеркнуть таким образом максимальную непосредственность и естественность поведения музыкантов? Но, справедливости ради, хочется предположить, что единственная причина выбора обозначенного способа съемки — небольшой бюджет в 500 тысяч долларов и все то же порочное желание сделать фильм спустя рукава.
«And I love her»
Впрочем, удачные находки в «Вечере трудного дня» тоже встречаются. Нам, зрителям, не забыли продемонстрировать знаменитую способность «битлов» издеваться над журналистами, отвечая на их вопросы в неповторимой абсурдной манере. Создатели картины постарались создать эффект присутствия в момент спонтанного выступления ребят в поезде, раскачивая вручную вагончик и имитируя этим движение по железной дороге. Нам даже подарили сюжетную линию с намеком на философию, к которой и обратимся.

Несмотря на то, что четверка, естественно, выступает главным героем фильма, на первый план в какой-то момент выходит Ринго, не разделяющий в полной мере со своими товарищами настроение всеобщего безудержного веселья. Парень проводит большую часть времени за чтением книг, находя в них все то, чего лишена его реальная жизнь. Казалось бы, о чем еще можно мечтать, когда ты — барабанщик в самой популярной рок-группе всех времен? Но выясняется, что кроме бесконечных репетиций и переездов молодым звездам трудно еще на что-то найти время. И даже знакомства с девушками представляются непосильной задачей, когда рядом находится строгий менеджер:

«— Никому не двигаться, на перроне толпа народу, там полно девушек.

— Можно мне с одной познакомиться?

— Нет!»


Получив от «дедушки» Пола Маккартни (Уилфред Брэмбелл) внезапный совет («Нужно жить здесь и сейчас, а не на страницах книг, потому что молодость в жизни случается только однажды»), Ринго с изумлением понимает, что у него, действительно, вечно не хватает времени на саму жизнь. И тогда он, прихватив фотоаппарат, а также плащ и шляпу для маскировки, отправляется на бесцельную очаровательную прогулку по улицам Лондона, приходя в восторг от такого простого и давно недоступного ему времяпровождения. Отягощается спонтанная прогулка разве что внезапным попаданием романтичного героя в полицейский участок, а также тем, что до кульминации фильма — концерта в прямом эфире на телевидении — остается не более двадцати минут.
«Hard day's night»
На протяжении экранного времени ливерпульская четверка активно противопоставляется всем остальным персонажам. Девушки поголовно сходят с ума, готовые грохнуться в обморок от одного вида своих кумиров; менеджеры рвут на голове волосы, бесконечно нервничая из-за проделок их подопечных; редактор телеканала, на котором должно произойти эпохальное выступление, пребывает в перманентном стрессе от чрезмерной ответственности и переживаний… в то время как «битлы» просто развлекаются и стараются хоть на один день почувствовать себя простыми двадцатилетними парнями.

Но, доведя свое окружение практически до нервного срыва, ребята в итоге показывают себя настоящими профессионалами, вовремя приезжают на съемку и проводят, конечно же, отличный концерт. Так заканчивается вечер их суматошного трудного дня, но отдыхать некогда: впереди новый переезд и еще шесть лет сумасшедшей славы.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda