ЮЛИЯ САЛИХОВА | 7 ОКТЯБРЯ 2019

4 КОМНАТЫ – 4 РЕЖИССЕРА

Отель в канун Нового года, коридорный Тедд, гангстеры, ведьмы и супружеские забавы в сборнике новелл Андерс, Рокуэлла, Родригеса и Тарантино

4 КОМНАТЫ – 4 РЕЖИССЕРА

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 07.10.2019
Отель в канун Нового года, коридорный Тедд, гангстеры, ведьмы и супружеские забавы в сборнике новелл Андерс, Рокуэлла, Родригеса и Тарантино
4 КОМНАТЫ – 4 РЕЖИССЕРА
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 07.10.2019
Отель в канун Нового года, коридорный Тедд, гангстеры, ведьмы и супружеские забавы в сборнике новелл Андерс, Рокуэлла, Родригеса и Тарантино
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Эллисон Андерс, Александр Рокуэлл, Роберт Родригес, Квентин Тарантино
Страна: США
Год: 1995


Для того, чтобы снять этот фильм Квентину Тарантино, Роберту Родригесу, Александру Рокуэллу и Эллисон Андерс пришлось выйти из американской гильдии режиссеров. Виной тому был постулат «один фильм – один режиссер». Кинокритики, как, впрочем, и большая часть зрителей пришли к выводу, что получившаяся в итоге картина не стоила таких жертв. Комедия вышла скомканной и хаотичной, а новеллы слабо связанными друг с другом. В оправдание кинокартины хочется сказать одно – она смешная. Разве не в этом смысл комедии? Странно ожидать от режиссеров со своим индивидуальным почерком единой стилистики. Актерская работа Тима Рота держит картину в равновесии, не позволяя ей расслоиться. Некоторые считают, что Рот в этой роли сильно переигрывает, однако, такая манера исполнения в данном случае ничуть не портит фильм.

Квадрология историй разворачивается в вымышленном отеле в канун Нового года и связана общим персонажем – невозмутимым коридорным Тедом, которому приходится разбираться с прихотями посетителей. Герой попадает в невероятные ситуации на грани фола: оказывается на шабаше ведьм, становится участником странных супружеских ролевых игр, вынужден присматривать за непослушными детишками гангстера и участвовать в эксцентричном пари. Изначально фильму планировали дать название «Пять комнат», но пятую новеллу решено было не снимать.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЗАСТАВКА
Отдельного внимания заслуживает анимационный опенинг в лучших традициях «Розовой Пантеры». Вступление отражает визуальное содержание фильма и знакомит зрителя с главным героем – коридорным Тедом. Кроме того, в самом начале заставки можно заметить отсылку к совместной работе Тарантино и Рота «Бешенным псам»: персонаж Тед появляется, вылезая из «костюма» героя Рота из «псов».
ЛЮКС ДЛЯ НОВОБРАЧНЫХ –
НЕДОСТАЮЩИЙ ИНГРЕДИЕНТ

Режиссер: Эллисон Андерс

Необычные женщины (ведьмы) снимают люкс для новобрачных, чтобы отменить заклинание, наложенное на их богиню Диану. Первое задание Теда – помочь с багажом и доставкой «недостающего ингредиента», который благодаря колдовским чарам попадает в руки ведьм прямиком из штанов посыльного. История за авторством Эллисон Андерс, выглядит слабо и сильно выделяется на фоне остальных «комнат». Претензии к женщине-режиссеру, снявшей свою версию, в целом обусловлены не столько феминистическими элементами повествования, сколько посредственным сюжетом. В версии с ведьмами одну из ролей исполнила певица Мадонна, которая была настолько недовольна своим образом платиновой блондинки в фильме, что наотрез отказалась участвовать в промо-кампании фильма, несмотря на условия контракта. По этой же причине на постерах и обложке у певицы рыжие волосы, с которыми она себе нравилась.
КОМНАТА 409 (404) –
НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК

Режиссер: Александр Рокуэлл

Ошибка, едва не ставшая роковой, приводит Теда в комнату, в которой связанная жена с кляпом во рту безынициативно подыгрывает мужу в его сценарии с заложниками. Под дулом пистолета Тед вынужден участвовать в супружеской забаве. История, снятая независимым режиссером Александром Рокуэллом, сделала его известным в голливудских кругах во многом благодаря сотрудничеству с уже именитыми Тарантино и Родригесом, несмотря на вышедший тремя годами ранее фильм «В супе». Эпизод Рокуэлла выглядит энергичнее работы Андерс и дает актерскому потенциалу Тима Рота раскрыться. Балансируя между драмой и комедией, Рокуэлл задает необходимый темп повествованию и готовит зрителя к следующему эпизоду.
КОМНАТА 309 –
НАРУШИТЕЛИ СПОКОЙСТВИЯ

Режиссер: Роберт Родригес

Третья новелла Роберта Родригеса – то, ради чего можно потерпеть скучный шабаш ведьм. Творческий почерк Родригеса легко узнаваем на экране, и дело не только в Антонио Бандерасе, который даже за небольшое экранное время перетягивает одеяло всех комнат на себя. Шампанское, канал для взрослых, мертвая проститутка (которую «сыграла» сестра Родригеса), шприц в ноге, пожар, дети, которые смотрят его же короткометражный фильм «Bedhead» - эпизод Родригеса выглядит настолько «экшн», что выбивается из концепции фильма.
ПЕНТХАУС –
ЧЕЛОВЕК ИЗ ГОЛЛИВУДА

Режиссер: Квентин Тарантино

Пентхаус становится последним заданием Теда. Он наконец-то побеждает. Приняв вызов от знаменитого режиссера и его друзей, Тед выпускает пар: рубит чужой палец, забирает свой выигрыш и невозмутимой походкой покидает отель. На фоне остальных эпизод, снятый Тарантино, выглядит несколько заурядно и затянуто. Переплюнуть Родригеса Квентину не удалось, несмотря на присутствие в кадре самого режиссера и Брюса Уиллиса, который после совместной работы в «Криминальном чтиве» напросился сняться в «комнатах» без гонорара. К слову, поэтому имя Уиллиса не упоминается в титрах, так как по правилам Гильдии актеры не должны сниматься бесплатно. Живость сюжету придает разве что слово «fuck» и его производные, которые за 21 минуту произносятся 193 раза.
Смотреть или не смотреть «Четыре комнаты» – вопрос, на который нет однозначного ответа. Совместная картина четырех именитых режиссеров не смогла затмить их самостоятельные работы. Альманах (пусть и скомканный) вышел в России под названием «Strange brew» («Странное варево») и это тот случай, когда отечественные прокатчики не прогадали с адаптацией. Варево действительно странное, что, впрочем, не делает его плохим. «Четыре комнаты» – это комедия на грани абсурда, и если вы полюбите её с первого просмотра, то будете возвращаться к ней снова и снова.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda