РЕДАКЦИЯ | 31 ДЕКАБРЯ 2023

2023: НАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ, НАШ КИНЕМАТОГРАФ

Команда «Кинотекстов» поздравляет вас с наступающим Новым 2024-м годом и вспоминает, каким был его предшественник — чем радовал и чем запомнился, какие фильмы нам подарил и какие таланты открыл.
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ
В этом году мы не сумели побороть все свои страхи, но продолжили изучать анатомию собственного падения, попрощались с химерами, пытались найти решения проблем в книгах, любовались опавшими осенними листьями, впадая в детство, играли с Барби и в «Тетрис», грезили цветочной луной, искали в лесах снегирей, воображали себя стражами галактики, напряженно вслушиваясь в пустоту, пытались уловить звук свободы, втайне мечтали о дворце или о личном «Феррари», жаловались, какие мы бедные-несчастные, печалились, что знакомые места стали все больше напоминать города астероидов, наблюдали из окна за играющим с птицей соседским мальчиком и в тишине субботнего вечера вспоминали свои прошлые жизни.

Каким окажется новый год? Мы не знаем. Зато точно известно — будет как минимум интересно.
ЭЛИЗА ДАНТЕ
«Зеркальный Амаркорд» — пожалуй, так я бы охарактеризовала этот киногод. Наши любимые гении кинематографа создают свои прощальные картины и готовят зрителей к завершению карьеры. За этот год мы посмотрели «Фабельманов» Спилберга, «Лакричную пиццу» Пола Томаса Андерсона, «Мальчика и птицу» Миядзаки, «Банши Инишерина» Макдоны, «Город Астероидов» Уэса Андерсона, «Убийцы цветочной луны» Скорсезе, узнали, что Тарантино трудится над своей финальной работой, а Вонг Кар-Вай — над «Цветением». Все перечисленные картины как бы подводят черту: старый мир закончился и былым мастерам пора уступить дорогу новым гениям.

Пантеон, однако, не опустеет, на него уже почти поднялись те, кого уже следующие поколения назовут гениями и классиками: «Дэны», Аличе Рорвахер, Рюсуке Хамагути, Ари Астер, Эмиральд Феннел. Они будут строить новое кино будущего (которое, к слову, уже наступило). Наметились в этом году и восходящие суперзвезды среди актеров: уже, кажется, не осталось тех, кто не слышал про Пола Мескала, Кейли Спейни или Джейкоба Элорди.

2023 год позволил нам попрощаться с нашими любимыми авторами и найти своих новых кумиров.
АНАСТАСИЯ ЛАБУРЕЦ
2023-й недалеко ушел от 2022-го. На Земле продолжился хаос, и справляться с бесконечной тревогой из-за разного рода событий помогало кино. Изобретательная «Грызня» от студии A24 произвела эффект разорвавшейся бомбы. Вместе с героями Эми и Дэнни мы злились, ругались, бесились и тем самым выплескивали накопившиеся страхи, гнев и усталость. Яркая «Голова-жестянка», вдохновленная красочными мирами Уэса Андерсона, напоминала о том, как важно уметь попросить прощения и отпускать собственную вину. «Край надломленный луны» от дебютантки Светланы Самошиной позволял проговорить сложности во взаимоотношениях с матерью, а долгожданный «Мальчик и птица» японского мастера анимации Миядзаки — пережить боль утраты.

Завершаем же непростой 2023-й с щемящей в сердце нежностью от просмотра «Оставленных». Трогательная история под Новый год, дарящая надежду на то, что завтра обязательно будет лучше.
АНДРЕЙ ВОЛКОВ
2023 год был насыщенным лично у меня в плане просмотренных фильмов. Я видел немало как новинок, так и старинок. Рецензии на некоторые старые ленты были опубликованы в «Кинотекстах». Также я осуществил свои давние планы и написал, наконец, статью о «ранних» братьях Дарденн, также на других площадках вышли мои материалы об истории кинематографа сталинской поры, а также о творчестве Фридриха Вильгельма Мурнау.

Всем нашим читателям и авторам я хотел бы пожелать душевного спокойствия в новом году, а также интересных фильмов и творческого вдохновения. Ну, а некоторым режиссерам стоит пожелать не держать зрителей за дураков и чаще снимать сложные драмы и крепкие жанровые постановки.
АНЖЕЛИКА БУТОВА
Мой год можно описать двумя картинами:

«Первый день моей жизни» Паоло Дженовезе. Я очень люблю диалоговые драмы этого прекрасного режиссера и, кажется, это его самый обнадеживающий и жесткий фильм одновременно. Вы можете выбрать жизнь, но вам в ней никто не пообещает счастья, но если вы от нее откажетесь, то заберете у себя даже шанс на этот приз. Я была одна в кинозале ранним субботним утром и рыдала весь сеанс.

«И не бойся: боль твоя не утихнет. Но ты придашь ей смысл».

Второй фильм вышел в 2022 году, но в сети он появился примерно в середине января. Абсолютно синефильский, невероятно искренний, громоздкий, гротескный, барочный… и еще много-много других описаний, которые всегда будут недостаточны для такой махины, как «Вавилон» Шазелла. Это словно попытка написать «Одиссею» в мире кино или, отталкиваясь от названия, библию. Башня разрушится, никто не найдет общий язык, иллюзии также выплюнут героя, как и поглотили. Но мы все так же будем приходить в кинозал в поисках понимания.

И, знаете, кажется, только там его и будем обретать. Но я говорю только за себя.
НИКИТА ПОДКУЙКО
Любимый фильм года, как дырка в… носу — есть у каждого. А у кого-то их даже две. Мой фаворит в этом году — абсурднейший «Город Зеро». Что? Он вышел не в этом году? Но посмотрел-то я его только в 2023-м. И вам советую.
КАТЕРИНА КУКУШКИНА
Театроведы в киноискусстве вообще вещь обыденная и довольно частая — нас, как кроликов в Австралии. К кино мы обращаемся для обновления чувства подлинного, переоценки восприятия одного и другого. Этот год скитаний в поисках творческой искренности довольно сильно изнурил, доводил до отчаяния, но все же оставил преобладающим впечатление чего-то неуловимого, неостановимого движения кино по какой-то доселе неизвестной траектории. Движение, бег — это сейчас очень честно.

Для меня это был год ускользающего кинематографа и не менее ускользающего театра. Если последнее звучит как-то тоскливо, то в случае с кино образовывается определенный шарм. Чуть только фиксировали какую-либо тенденцию, будь то региональное кинопроизводство или безакцентное существование фильмов, так оно тут же сменялось новыми явлениями, именами, убегало от настоящего то в сны, то в воспоминания, то в фантазии с ухмылкой или без. Хочется, как человеку из театра, пожелать в новом году кино не терять своей подлинности, даже находясь в мире фантазий. А всем смотрящим не замылить глаз от долгого взгляда в экран (и на сцену).

Да храните же свободу в рамках кинокадра!!!
АНТОН СМИРНОВ
Дорогие друзья! Несмотря на то, что все мы искренне хотим, чтобы каждый новый год был лучше прежнего, наши желания Дед Мороз пока не торопится исполнять. Тревожные настроения не миновали и мир кинематографа, в котором в последнее время все чаще поднимаются максимально пугающие общество темы — и кассовый триумф «Оппенгеймера» яркий тому пример. Мое личное мироощущение лучше всего отобразил долгожданный «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки, который оказался для меня одной из лучших картин уходящего года. Я прекрасно понимал главного героя Махито — как и ему, мне пришлось пережить потерю, отчаянно хотелось попытаться упорядочить хаос внутри и не терять надежды, что однажды мир одумается, обретет гармонию и заменит разрушение созиданием.

Пока же считаю своим долгом поздравить всех вас с наступающим и желаю встретить на жизненном пути таких людей, как персонажи великолепного ретро «Оставленные» Александра Пэйна. Это кино не идет тропами типичных новогодних сказок, не заставляет тешить себя иллюзиями и подходит к пониманию Чуда Рождества исключительно с позиции правды жизни. Но оказаться «на обочине» порой вовсе не тождественно тотальному одиночеству и не означает, что вы живете как-то неправильно. Самое главное — это достойное отношение друг к другу, от которого зависит наше дальнейшее движение вперед и вверх. С новым годом!
ЕКАТЕРИНА УВАРОВА
2023-й. Он был похож, кажется, на фильмы Романа Михайлова, как бы банально это сейчас ни звучало. На аллегорическое странное сновидение, в котором насилие все еще существует, а добро не всегда побеждает зло. Год вышел грустным и не самым хорошим. Мы даже перестали замечать жестокость, ложь и несправедливость, потому что это стало обычным явлением. Но кино продолжали снимать, а мы продолжали его смотреть. Искусство в целом вряд ли способно спасти мир, иначе это уже случилось бы. Но оно точно способно спасти одного человека, уничтожить тревогу и подарить ту нежность и любовь, которой, может, не хватало в реальном мире. И кино способно заставить что-то почувствовать или хотя бы задуматься над теми больными вопросами, которые мы так упорно игнорировали. Даже если картина просто красивая, очень скучная или странная. Она спасет. Мне, например, помогали внезапные сеансы в Доме кино и «Авроре», там я смотрела «Снегирь», «Снег, сестра и росомаха», «Париж, 13-й округ». И суперсобытием стал «Пример интонации». Спрятаться в Севкабеле и четыре часа напролет смотреть кино — классно же! Как классно, или даже волшебно, было обнаружить себя буквально пару дней назад, 27 декабря, в практически канун Нового года, на Ленфильме. «Мальчик и птица» — лучшее завершение такого непростого года. Можно даже сказать, что этот конец был магическим.
СЕРГЕЙ ЧАЦКИЙ
Главное слово 2023-го — адаптация. Мы, простые смертные люди, кое-как да подстроились под нынешние реалии, в которых царят непредсказуемость и тревожность. И мы же, как зрители, научились смотреть на кинематограф в иной плоскости: торрент-трекер в закладках браузера, авторское российское кино в новостной ленте, пиратские кинопоказы в ближайшем кинотеатре и переоценка систем восприятия в голове. Мы плакали, когда смотрели «Солнце мое», пристукивали в такт свинцовому балету из четвертого «Джона Уика», слушали The Smiths в компании киллера из финчеровского «Убийцы», меняли местами слагаемые в иранском «Вычитании», касались макушки неба в отечественном «Клетка ищет птицу». Фильмов в уходящем году было много, хороших фильмов — не меньше. И классика играла новыми красками, удивляя тем, как метко художники из «тогда» попадали в неугомонное течение нашего «сейчас». И, конечно же, мы весь год только и делали, что, спотыкаясь, бежали в кинозал: на сеансы уже культовых «Донни Дарко» и «Амели», на «ранних» Джармуша и Каракса, на восточного старца Миядзаки и нашей отечественной марки фантазеров Велединского и Местецкого.

И знаете что? Дальше будет лучше. Мы в «Кинотекстах» верили и продолжаем верить в это самое «лучше», а также в вас, дорогие друзья, своими усилиями приближающих светлое новое завтра.

Ну и с Новым годом! Куда ж без этого!
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Понравилась подборка?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
ДРУГИЕ ПОДБОРКИ
Made on
Tilda