2023-й. Он был похож, кажется, на фильмы Романа Михайлова, как бы банально это сейчас ни звучало. На аллегорическое странное сновидение, в котором насилие все еще существует, а добро не всегда побеждает зло. Год вышел грустным и не самым хорошим. Мы даже перестали замечать жестокость, ложь и несправедливость, потому что это стало обычным явлением. Но кино продолжали снимать, а мы продолжали его смотреть. Искусство в целом вряд ли способно спасти мир, иначе это уже случилось бы. Но оно точно способно спасти одного человека, уничтожить тревогу и подарить ту нежность и любовь, которой, может, не хватало в реальном мире. И кино способно заставить что-то почувствовать или хотя бы задуматься над теми больными вопросами, которые мы так упорно игнорировали. Даже если картина просто красивая, очень скучная или странная. Она спасет. Мне, например, помогали внезапные сеансы в Доме кино и «Авроре», там я смотрела «Снегирь», «Снег, сестра и росомаха», «Париж, 13-й округ». И суперсобытием стал «Пример интонации». Спрятаться в Севкабеле и четыре часа напролет смотреть кино — классно же! Как классно, или даже волшебно, было обнаружить себя буквально пару дней назад, 27 декабря, в практически канун Нового года, на Ленфильме. «Мальчик и птица» — лучшее завершение такого непростого года. Можно даже сказать, что этот конец был магическим.