В отличие от двух предыдущих действительно малоизвестных работ, «Школа зомби» имела успех и заслужила культовый статус, пусть и среди поклонников малобюджетного кино тех лет. Рон Линк был театральным режиссером и с кинематографом прежде не соприкасался, если не считать небольшой роли в авангардном фильме Энди Уорхола «Бэтмен Дракула» (1964). Возможно, его кандидатуру предложил Азиз Газаль, молодой талантливый кинодраматург, преподававший в Университете Южной Калифорнии. Эта должность позволяла ему приглашать в свои кинопроекты студентов и даже использовать оборудование и территорию кампуса. Именно он должен был экранизировать роман Грегори МакДональда «Храбрец» на деньги медиагиганта Touchstone Pictures, но его многообещающая карьера была прервана из-за патологической ревности. Осенью 1993 года Газаль ворвался в жилище своей бывшей жены, избил до смерти ее и свою 13-летнюю дочь, после чего поджег дом. Его тело было найдено в январе 1994 года в районе горы Сан-Хасинто, где он застрелился, оставив предсмертную записку в машине, гласящую: «Ты никогда не узнаешь боль, которую причинила мне».
К счастью, карьера его соавтора Тима Дойла сложилась иначе: после относительного успеха «Школы зомби» он ушел на телевидение, где стал не только сценаристом популярных сериалов вроде «Теории Большого взрыва», но и продюсером.
«Школа зомби» осталась бы в истории жанрового кино уже благодаря скандальной судьбе своего литературного автора Азиза Газаля, но, к счастью, она не лишена и художественных достоинств. Рон Линк, пусть и был исключительно театральным постановщиком, однако ничего говорящего о его принадлежности к театру в «Школе зомби» нет и близко. Разве что выстроена лента в русле классической драматургии. Имея ярко выраженную связь с молодежными хоррорами 1980-х, «Школа зомби» выделяется четкой прорисовкой не только главных, но и второстепенных персонажей. Тут герои нужны не только для того, чтобы их убили (хотя убийств в привычном смысле и нет). Рон Линк при помощи Азиза Газаля создал своего рода антиутопию об идеальном обществе, рассмотренную на примере престижного колледжа.
Прибывшая на учебу Андреа — девушка вполне серьезная, которая ставит получение знаний выше личной жизни, из-за чего у нее возникает конфликт с ее парнем Барри — человеком более легкомысленным, импульсивным, но преданным и честным. Казалось бы, этот колледж является идеальным местом для обучения, так как из его недр вышло множество политиков. Однако постепенно Андреа начинает понимать, что студенты тут какие-то странные, словно неживые, а вновь прибывшие довольно быстро становятся такими же идеальными учащимися — дисциплинированными, начитанными, но совершенно безэмоциональными.
Вдохновением для Линка и Газаля явился роман Джека Финнея «Похитители тел» (1955), четырежды экранизированный в США, а также рассказ Говарда Лавкрафта «Герберт Уэст — реаниматор» (1922), также получивший киновоплощение. При этом создатели «Школы зомби» обращаются с заимствованным материалом как постмодернисты. Все повествование сопровождает авторская ирония над сферой образования, где проблема дисциплины является вечной.
Конечно, многим педагогам хотелось бы иметь идеальных студентов, которые заинтересованы материалом вперед того, как преподаватель его рассказал. Однако вся сложность обучения состоит в том, что ученики — живые люди, а между поколениями учеников и учителей чаще всего — возрастная пропасть. Старшим непонятен внутренний мир подрастающего поколения, они порой даже не стараются вникать, выстраивать мост диалога с другим человеком. Куда проще силой заставить быть такими, как предписано инструкцией. Но вот только это уже будут не эти же самые ученики, наделенные душой, своим мнением, пусть малым, но жизненным опытом, а некие клоны или зомби, слепо выполняющие приказания старших.
Точно так же и построение общества всегда тяготеет к тоталитаризму, ведь послушной массой легче управлять. Индивидуальность в таких обществах не только не приветствуется, но крайне опасна для его существования, поскольку тоталитарная машина сразу сломается, если политическая воля вождя перестанет быть божественным законом для всего народа. Вот и в «Школе зомби» Андреа и ее парень Барри, приехавший ей на помощь, явились своеобразными революционерами, задумавшими не только установить причину странного поведения учащихся, но и любой ценой не быть такими, как все. Устами школьного хулигана Фелнера авторы обличают тоталитаризм образовательной системы колледжа, где важна не индивидуальность, а принятие и усвоение заранее выработанной модели поведения. Но ведь целью образовательного процесса, помимо передачи знаний, служит и развитие личности ученика в процессе обучения, формирование аналитических способностей, критического мышления, дабы человек не шел за молчаливой толпой туда, куда поведет очередной Юлий Цезарь.
Играясь с сюжетами и мотивами литературы и кинематографа, Рон Линк и Азиз Газаль воспроизводят философскую мысль экзистенциализма о неотъемлемом праве человека на свободу. Корпорация, будь то колледж или государство, все время норовит ограничить свободу, ибо она ей непонятна, она ее страшится, ведь свободными людьми невозможно управлять. Соблазн применить силу для достижения нужного руководителям результата всегда высок, ведь это проще, чем убеждать и доказывать. Но выигрывая на короткой дистанции за счет страха и склонности общества к конформизму, ибо так удобнее жить, тоталитарные вожди всегда проигрывают на длинной. Непременно найдутся те, кому немыслимо подчиняться правилам и распорядкам. Если хулиган Фелнер был один и бравировал своей инаковостью, оттого его протест быстро подавили, то Андреа и Барри действовали скрытно, словно революционеры-подпольщики. Они искали у системы слабое место, кощееву иглу, которая способна разом уничтожить аппарат притеснения, зовущийся престижным колледжем.
Во время просмотра приходит мысль, что Роберт Родригес, снимая культовый ныне «Факультет» (1998), мог вдохновляться, помимо того же романа Джека Финнея, и работой Рона Линка — очень уж колоритно авторы передали студенческую жизнь. Впрочем, это и неудивительно, ведь среди актеров было немало студентов Газаля. Также «Школа зомби» получила известность благодаря участию будущих кинодив Вирджинии Мэдсен, убедительно изобразившей любопытную студентку Андреа, и Шерилин Фенн в роли ее студенческой подруги.
Но и остальные актеры, среди которых опытный Кэй Е. Кьютер в роли декана, достойно справились со своими ролями. Более того, под руководством театрального мастера Рона Линка, лицедеи сумели передать не только характеры своих героев, но и сверхзадачу всей постановки — как бы ни была привлекательна модель тоталитарного общества дисциплиной и порядком, однако люди — не роботы. Необходимо добиваться консенсуса, спорить и убеждать — рай построить силой невозможно ни в пределах государства, ни даже колледжа. Да и в обществе, состоящем из одинаковых зомби, едва ли кто-то захочет жить.
Образ живых мертвецов отсылает не столько к плотоядным кадаврам Джорджа Ромеро и Лучио Фульчи, сколько к ранним американским хоррорам вроде «Белого зомби» (1932). Студенты колледжа — не мертвецы в прямом смысле, а люди, находящиеся под управлением руководства колледжа, которое для этой цели похищает их одного за другим и вживляет в мозг кристалл. Также авторы не удержались от ернического комментария относительно политики тех лет. Среди конгрессменов и сенаторов так много серых, непримечательных лиц, словно выращенных в инкубаторе, как цыплята, потому, что они прошли через колледж декана Эйснера, где их превратили в зомби, выполняющих волю прячущихся в тени кукловодов.