ЭЛИЗА ДАНТЕ | 4 ЯНВАРЯ 2023

БЕЛЫЙ ШУМ: ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ КОМЕДИЯ О СТРАХЕ СМЕРТИ

Экранизация романа американского классика Дона ДеЛилло о том, как убить смерть, пережить конец света и найти лекарство от экзистенциального ужаса

БЕЛЫЙ ШУМ: ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ КОМЕДИЯ О СТРАХЕ СМЕРТИ

ЭЛИЗА ДАНТЕ | 04.01.2023
Экранизация романа американского классика Дона ДеЛилло о том, как убить смерть, пережить конец света и найти лекарство от экзистенциального ужаса
БЕЛЫЙ ШУМ: ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ КОМЕДИЯ О СТРАХЕ СМЕРТИ
ЭЛИЗА ДАНТЕ | 04.01.2023
Экранизация романа американского классика Дона ДеЛилло о том, как убить смерть, пережить конец света и найти лекарство от экзистенциального ужаса
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Ноа Баумбак
Страны: США, Великобритания
Год: 2022

Когда новую картину Баумбака показали на Венецианском кинофестивале, ее описывали как историю о гитлерологе из американской глубинки. Сюжет в «Белом шуме» очень замысловатый, он разделен на три части, каждая из которых является эмоциональным кривым зеркалом предыдущей. В первой мы видим жизнь главного героя Джека Глэдни (Адам Драйвер) — у него есть прекрасная жена Бабетт (Грета Гервиг) и четверо детей от прошлых четырех браков (правда, в романе у них было семеро отпрысков). Дома он скромный и хороший отец, пытающийся быть моральным ориентиром, к которому кто угодно может обратиться за советом, а в университете — настоящая рок-звезда. Наверное, в каждом крупном вузе есть преподаватель, на лекции которого собираются толпы, лишь бы посмотреть на его эксцентричную манеру виртуозно преподносить материал. Наш герой — именно такой. В черном кейпе и синих авиаторах он преображается и воплощает саму уверенность.
В обоих случаях Баумбак использует свой любимый прием — «симфонию какофонии». Дом семейства Глэдни наполнен беседами о вреде и пользе жвачек, гороскопах, заговорах фармкомпаний, грядущих пандемиях и НЛО. Университетская жизнь в «Колледже на холме» не менее комично пестрит странными обрывистыми фразами о жизни и смерти, преимуществах писсуаров, способах завязывания шарфов и гениальности всех собравшихся. В итоге вырисовывается пестрая фреска, будто картина Босха попала в 80-е и вдруг заговорила со всем профессорским самолюбованием и алленовской ипохондрией.

Сцена с поединком Глэдни и его коллеги, изучающего оптимизм автокатастроф и Элвиса, смонтированная параллельно с аварией бензовоза, и вовсе должна быть во всех учебниках кинематографии. Она написана и снята настолько гениально, что ей стоит посвятить отдельный трактат какого-нибудь серьезного седовласого ученого. В ее контрапункте и заканчивается первая часть, оставляя зрителя один на один с катастрофой и пародией на «Мглу» с вайбом «Очень странных дел».

Герои неожиданно оказываются если не в эпицентре, то хотя бы где-то в лимбе дантовской адской воронки нарастающего сюра. После взрыва бензовоза небеса разверзлись и выпустили одну из казней египетских. Пережив пандемию, мы теперь уж наверняка знаем, как мир реагирует на подобные катастрофы: одни боятся и прячутся, другие винят во всем правительство, кто-то успокаивает себя и пытается мыслить рационально, остальные же утопают в липкой волне паники. Наш герой в это время получает странный подарок от товарища с призывом «убить смерть» и становится своего рода Гильгамешем, ищущем бессмертия.
Это ружье выстреливает уже в третьем акте. В нем наши герои попадают в лапы к фармацевтическому Аиду, возрожденному американской культурой потребления. Он и крадет нашу Эвридику-Бабетт, а гитлеровед Орфей пытается забрать ее из подземелья-мотеля. Но у Баумбака им удается выбраться из пещеры — его герой не обернулся, но заплатил малой кровью, скрепив свой уговор со смертью. В конце все путешествие по мифологии завершается по-ницшеански спасительным постмодернизмом — бога нет, а это значит, что смерть победить нельзя. «Да и ладно. Нет так нет», — соглашаются герои и затевают праздник жизни в супермаркете под звуки LCD Soundsystem. Ведь белый шум неумолимой смерти надо заглушить. И почему бы не сделать это с помощью искусства?

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda