геннадий гусев | 7 ДЕКАБРЯ 2019

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА:
ДВА ОДИНОЧЕСТВА

Метафора любви в завораживающей по простоте выражения чувств и формально новаторской ленте Клода Лелуша

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 07.12.2019
Метафора любви в завораживающей по простоте выражения чувств и формально новаторской ленте Клода Лелуша
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 07.12.2019
Метафора любви в завораживающей по простоте выражения чувств и формально новаторской ленте Клода Лелуша
– Извините, не умею быть серьёзным с очаровательными женщинами.
Из фильма «Мужчина и женщина»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Клод Лелуш
Страна: Франция
Год: 1966


Микеланджело Антониони как-то сказал, что фильмы стоит снимать не ради денег, зрителей или славы, а ради красоты. Если принять это высказывание за аксиому, «Мужчину и женщину» Клода Лелуша можно смело назвать одной из лучших мелодраматических картин прошлого столетия. Благодаря эффектному визуальному ряду, обаятельным ведущим актёрам и запоминающейся музыке картина французского постановщика вошла в историю.

Импровизируя на ходу, подстраиваясь под постоянно меняющиеся обстоятельства, Клод Лелуш снял один из самых нежных и трогательных фильмов о любви. Автор «Баловня судьбы» и «Отверженных» выступил в качестве режиссера проекта, его продюсера и сценариста в соавторстве с Пьером Уйттерховеном («С Новым годом!», «Железнодорожный романс»).

Кинематографист приступил к работе над фильмом будучи никому неизвестным постановщиком. Тем удивительнее, что сняться у него согласился Жан-Луи Трентиньян – к тому времени состоявшаяся европейская звезда, – а другую главную роль в постановке получила одна из самых популярных французских актрис 50-70-х Анук Эме.
В «Мужчине и женщине» молодому постановщику (на момент работы над картиной Лелушу было 28 лет) удалось по-новому взглянуть на стандартную историю любви. Произошло это во многом благодаря вдумчивой работе с выразительными средствами.

Сильный актёрский дуэт, интуитивный подход режиссёра к основной сюжетной линии, впечатляющая картинка и блистательная музыка Франсиса Ле – ключевые слагаемые успеха мелодрамы. Сегодня, спустя пятьдесят три года после выхода картины на экраны не утихают споры о её художественной ценности. Одни почитают «Мужчину и женщину» за подлинный шедевр европейского киноромантизма, другие называют сюжет ленты надуманным, а режиссуру Лелуша претенциозной.

Действительно, история встретившихся при не самых благоприятных жизненных обстоятельствах Жана-Луи и Анны – мужчина недавно потерял жену, женщина – мужа – не выглядит оригинальной». Клишированный сюжет фильма навевает ассоциации с «Жизнью взаймы» Эриха Марии Ремарка, а главные отличительные особенности постановки – нелинейное повествование, литературный киноязык, спонтанные по содержанию диалоги, игра со свето-теневыми сочетаниями, отхождение от классических правил при работе с камерой и плёнкой (асимметричность внутрикадровых композиций, использование различных вариантов киноплёнки – 35 мм, 16 мм и «8 Супер», – а также чёрно-белого и цветного изображений). Впрочем, последнее объяснялось не только стремлением автора к самобытности, но и банальной нехваткой денег.
Формально ленту можно отнести к направлению французской новой волны, однако предельная сентиментальность, с которой ведёт свой рассказ Лелуш, больше подходит среднестатистическим мыльным операм, чем глубокому произведению о любви и предопределённости. В отличии от большинства бессмертных полотен Клода Шаброля, Франсуа Трюффо и Жан-Люка Годара, форма здесь явственно преобладает над содержанием.

Так, например, может создаться впечатление, будто лента – большой рекламный ролик постоянно мелькающего в кадре Ford Mustang. Это, разумеется, не так. Напротив, почти документальные кадры гонок на скоростных болидах лишний раз подчёркивают внутренние конфликты Жана-Луи и Анны, метафорически работая на основной сюжет. Стремление героев обрести долгожданную любовь и свободу, избавиться от призраков прошлого, борьба с самим собой – гонка на выживание, где главный противник – не мчащийся на расстоянии вытянутой руки коллега, а ты сам.

Особый подход Лелуша – неудавшиеся дубли не переснимались, и вместо одной испорченной сцены тут же придумывали другую – оказался как нельзя кстати. Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян вместе с режиссёром активно участвовали в составлении диалогов, которые зачастую писались прямо на съёмочной площадке.

Возможно, именно поэтому история любви их персонажей вышла такой убедительной и искренней. Между героями чувствуется «химия», в их взглядах и улыбках, молчании можно прочесть не меньше, чем услышать из разговоров. Кроме того, Трентиньян и Эме отлично смотрятся вместе.
На съемках фильма «Мужчина и женщина»
В «Мужчине и женщине» Лелуш продемонстрировал один из своих несомненных талантов – умение красиво и нестандартно показывать очевидные банальности. Например, когда в финале фильма Жан-Луи мчится из Монте-Карло в Париж на своём гоночном автомобиле, а за кадром играет музыка Ле, пазл складывается в завораживающую, удивительную по простоте сцену. Кажется, ещё чуть-чуть и грань, разделяющая пошлую поделку и по-настоящему выдающееся произведение, будет пройдена. Но этого не происходит.

Жаль, что французскому постановщику не удалось вовремя остановиться – в 1986 году вышел сиквел фильма «Мужчина и женщина 20 лет спустя», а в 2019 году зрители увидели третью часть «Лучшие годы жизни», в которой персонажи пожилых Трентиньяна и Эме предаются воспоминаниям о былом. Так, завершённая и совершенно не нуждающаяся в продолжениях история не только обрела два сиквела, заметно уступающих по качеству оригиналу, но и в очередной раз доказала – «нельзя дважды войти в одну реку».

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda