Гуманистический взгляд на планету в документальной ленте о легендарном фотографе Себастьяне Рибейру Сальгаду
СОЛЬ ЗЕМЛИ: ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ОЛЬГА СМИРНОВА | 09.07.2021
Гуманистический взгляд на планету в документальной ленте о легендарном фотографе Себастьяне Рибейру Сальгаду
СОЛЬ ЗЕМЛИ: ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ОЛЬГА СМИРНОВА | 09.07.2021
Гуманистический взгляд на планету в документальной ленте о легендарном фотографе Себастьяне Рибейру Сальгаду
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Джулиано Рибейру Сальгаду, Вим Вендерс Страна: Франция, Бразилия, Италия Год: 2014
Немецкий автор Вим Вендерс всерьез укрепился в сознании синефилов в качестве автора не только игрового, но и документального кино. В в неигровых работах он обращается к жизни людей искусства: «Токио-Га» (1985) посвящен японскому режиссеру Ясудзиро Одзу, «Клуб Буэна Виста» (1998) рассказывает о кубинских музыкантах, «Пина» — проект о великой танцовщице и хореографине Пине Бауш, перевернувшей представления о современном танце. Следующий после «Пины» док, «Соль земли» (2014), Вендерс посвятил известному бразильскому фотографу Себастьяну Сальгаду, пригласив в соавторы его сына Джулиано Рибейру Сальгаду.
Герой фильма прославился благодаря гуманистическому взгляду на планету: объектив камеры он направлял на жителей бедных стран в Южной Америке, Африке, Азии и Восточной Европе. Сальгаду, экономист по образованию, начал карьеру профессионального фотографа в 1973 году и за десятилетия завершил ряд громких проектов, освещающих острейшие социальные проблемы. Он снимал голодающих африканцев во время засухи в сахеле, беженцев из Руанды во время геноцида народа тутси в 1994 году, рабочих из разных стран, за мизерную плату трудящихся в ужасных условиях.
Вендерс открыто преклоняется перед Сальгаду, позиция режиссера по отношению к нему однозначна — благодаря его работе, нередко связанной с риском для жизни, первый мир может чувствовать боль третьего мира и сопереживать ему. Режиссер рассказывает биографию фотографа как историю разочарования в человечестве и последующего возрождения. Сальгаду, посвятивший себя запечатлению страдания, не выдержал груза несчастий, свидетелем которых был долгое время, и закономерно оказался затянутым в вязкую трясину апатии. Выход из нее казался ему недостижимым, им владело непреодолимое отчаяние — в фильме он говорит, что был убежден в абсолютной невозможности спасения мира из-за бесконечной жестокости, присущей людям.
Несмотря на потерю веры в человечество и близость к депрессии Себастьян Сальгаду смог перестроить свой взгляд на жизнь — в этом ему помогло возвращение в родные места, на ферму покойного отца в штате Минас-Жерайс. Окружающая ее местность сильно пострадала от аридизации — в 1990-е годы некогда богатые растительностью холмы были покрыты выгоревшей травой. Сальгаду осенила идея: хотя бы на небольшом участке земли человек может проявить себя не как представитель варваров-разрушителей, а как созидатель — он с супругой Лейлой в 1998 году основал организацию Instituto Terra, которая занялась посадкой деревьев и восстановила экосистему джунглей в обширном районе, прилегающем к ферме семьи фотографа.
Вендерс снабжает свой гимн герою довольно сложной архитектурой: фильм в значительной степени является галереей снимков Себастьяна Сальгаду, которые в выбранной последовательности производят оглушительное впечатление. Фотографии сменяются интервью с автором и сценами, представляющими его за работой в отдаленных уголках планеты — в джунглях Папуа — Новой Гвинеи и в ледяной пустыне Крайнего Севера. Изначально изображение в «Соли земли» подражает монохромным работам Сальгаду, но в сценах совместных путешествий режиссера и фотографа оно расцвечивается, проявляя насыщенную зелень гвинейского леса или ледяное спокойствие Арктики. Формат кадра также не постоянен — в пространство, отданное демонстрации фото и широкоэкранным сценам, вторгается семейная съемка интервью с отцом героя, в которой низкое качество изображения только добавляет искренности и теплоты.
Многослойность и многогранность картины снабжает ее здоровым оправданным пафосом, в котором ощутимо отражаются левые взгляды Сальгаду. В 1960-е годы он участвовал в левом движении и был вынужден бежать от военной диктатуры из Бразилии во Францию, свои идеи он сохранил вплоть до периода съемок. Для героя устройство капиталистического мира выглядит глубоко ущербным и разрушительным, о чем он заявляет в первом эпизоде фильма, посвященном золотодобывающему карьеру в Бразилии. Сальгаду смотрит на нищих рабочих как на свободных людей, которые в любую минуту рискуют превратиться в рабов, если наткнутся на золотую жилу и будут прикованы к новообретенному богатству. Фотограф воспринимает текущую экономическую ситуацию как катастрофу, оставляющую за бортом многие миллионы людей в борьбе за элементарные блага.
Фотографии Сальгаду на экране приобретают эффект воздействия, совсем не похожий на подобный от музейного и печатного формата, — они затягивают в пространство ужаса, доля которого навсегда поселится в уголках сознания зрителя. Психологический надлом самого автора снимков после всех его изнуряющих путешествий понятен, и его поворот в 2004 году к проекту «Генезис» — съемкам ландшафтов, животных и традиционных сообществ — кажется логичным актом эскапизма. Первозданная природа, не затронутая деятельностью человека, его жадностью и стяжательством, стала спасением для Сальгаду, реанимировала его личный и профессиональный интерес к миру. История перерождения одного человека в «Соли земли» имеет четкий посыл: художник всегда остается творцом, он может сделать больше, чем создание произведений искусства, — перерасти в настоящего демиурга, строящего свой собственный мир и меняющего лицо планеты. В заглавие картины вынесена цитата из Евангелия от Матфея: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Слова Иисуса толкуются как восхваление высоких качеств апостолов и их преемников, которым предстоит возвышать христиан над грехом.
Однако свойства соли, как и добродетель, могут быть утрачены, и последователи Христа должны были беречь свою чистоту превыше всего. Вим Вендерс и его сорежиссер проводит параллель между Себастьяном Сальгаду и апостолами: он также несет свет, хотя его взгляд долгое время был направлен во тьму, и несмотря на это, ему удается сохранять веру в людей и в себя. Авторы «Соли земли» придают фотоработам еще большую глубину, выводя их на экран, — кинематографическому медиуму удается усилить их воздействие. Три голоса — самого Вендерса, Сальгаду-старшего и Сальгаду-младшего — то сливаются, то распадаются, но несут единый импульс. Вим Вендерс, как и в других своих документальных фильмах, подпитывает свою собственную творческую жилку, вдохновляясь другими людьми искусства. Впрочем, видимо, он не стал единственным кинематографистом, которого вдохновляли работы Сальгаду; влияние бразильского фотографа заметно в работах австрийского документалиста Михаэля Главоггера в картинах «Смерть рабочего» и «Без названия». Он также размышлял об эксплуатации, нищете и голоде — в итоге был сломлен этими проблемами и умер от малярии в Либерии. Сальгаду же, хотя и не прошел через свой кризис бесследно, сумел выработать иной взгляд на мир.
For Paolo Sorrentino’s ‘Youth,’ David Lang Strives for an Unusually Emotional Melody// URL: https://www.nytimes.com/2015/12/01/movies/for-paolo-sorrentinos-youth-david-lang-strives-for-an-unusually-emotional-melody.html?auth=login-facebook