АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 23 ДЕКАБРЯ 2020

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ «ПРОЕКТА ФЛОРИДА»

Социальная проблематика мира «скрытых бездомных» в истории, которая случилась в пространстве для фантазий футуристических урбанистов

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ «ПРОЕКТА ФЛОРИДА»

АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 23.12.2020
Социальная проблематика мира «скрытых бездомных» в истории, которая случилась в пространстве для фантазий футуристических урбанистов
СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ «ПРОЕКТА ФЛОРИДА»
АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 23.12.2020
Социальная проблематика мира «скрытых бездомных» в истории, которая случилась в пространстве для фантазий футуристических урбанистов
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Шон Бэйкер
Страна: США
Год: 2017

Название фильма Шона Бэйкера совершает иронический прыжок в 1960-е годы. В то самое время, когда Уолт Дисней прикупил пустыри близ шоссе 192 между Киссимми и Орландо для создания своего мира, гигантского «Экспериментального прототипа общества будущего». На этапе застройки тематический парк носил рабочее название «Проект Флорида». Согласно задумке автора, этот масштабный центр отдыха в солнечном штате должен был стать пространством для фантазий футуристических урбанистов.

После смерти автора проект «Мир Уолта Диснея» был заморожен, а вокруг его территории на несколько миль расползлись трущобы. От утопических грез остались только выкрашенные яркими красками ветхие мотели. Именно сюда Шон Бэйкер и помещает мечту о детском веселье и приключениях, резко контрастирующую с суровыми экономическими реалиями местности.
Кинематографический «Проекта Флорида» перемещает зрителя в названный в честь ближайшего парка мотель «Волшебный замок». Там нас встречают шестилетняя Муни (Бруклин Принс) и Скути (Кристофер Ривера). Дети отправляются на экскурсию по окрестностям. По дороге они устраивают чемпионат по плевками на машину у соседнего мотеля «Страна будущего», и благодаря этому знакомятся с живущей там Дженси (Валерия Котто). Наконец, уже втроем они отправляются на поиски приключений.

Одна из центральных героинь, маленькая Муни, обитает в «Волшебном замке» со своей матерью Хейли (Бриа Винайте), которая с трудом сводит сводит концы с концами. Героиня Винайте добывает деньги любыми доступными способами: продажей духов постояльцам респектабельных отелей, надувательством наивных туристов, желающим прокатиться на аттракционах. Хейли немного за двадцать, поэтому порой она ведет себя как ребенок. «Это гораздо лучше, чем телевизор!» — визжит она, когда прибегает посмотреть на полыхающее по соседству здание. В свою очередь Муни наблюдает за мамой и учится у нее дерзости. На поверку оказывается, что они обе нуждаются в поддержке и заботе. В трудные минуты на помощь Хейли и Муни приходит менеджер Бобби (Уиллем Дефо). Уставший от бесконечных проблем постояльцев, он редко получает благодарность за свои добрые поступки. Бобби всегда готов отругать Муни за выходки, но также незаметно пытается убедиться, что она в безопасности. За участие в «Проекте Флорида» Дефо номинировали на «Лучшую мужскую роль второго плана» на Каннском фестивале в 2018.

Создавая ленту, режиссер стремился привлечь внимание к социальной проблеме так называемых «скрытых бездомных». Пурпурная и желтая окраска «Волшебного замка» не могут скрыть драматичности происходящего. Ветхие мотели в драме Бейкера больше похожи на «проекты» в американском смысле социального жилья — дома для семей с низким доходом, изо всех сил старающиеся оплатить аренду. Картину снимали в реально существующем «Волшебном замке» во время летних каникул, так что при большом желании любой желающий может отправиться туда и рассмотреть в деталях, как там все устроено.

Еще одним приемом, погружающим зрителя в мир детства, является использование цвета. В фильме намеренно сочетаются яркие контрастные краски, цветокоррекция ощутимо теплая. Буйство красок поражает с первых кадров. Таким образом режиссер хочет напомнить взрослому зрителю, как ярко и красочно все видится в детстве. Даже в дождь, хотя лето во Флориде, как мы видим, жаркое и солнечное.
Сценарий «Проекта Флорида» Шон Бэйкер писал вместе с Крисом Бергочем (ранее они уже работали над «Мандарином» и «Старлеткой»). Авторы решили пробежаться по истории мирового кинематографа и, оглядываясь на американских «Маленьких негодяев» Пенелопы Сфирис (1994), британского «Кеса» Кена Лоуча (1969) и французские «400 ударов» Франсуа Трюффо (1959), проследили лучшие детские перфомансы. Причудливая атмосфера детства в работе Бэйкера напоминает серию короткометражек «Наша банда» Роберта Ф. Макгоуна (1922) и натуралистического «Маленького беглеца» Рэя Эшли (1953), который путешествовал вслед за представителями беглого рабочего класса по хаосу Кони-Айленда. «Проект Флорида» открывается гимном «Celebration» соул-группы «Kool and the Gang». Так авторы сохраняют традицию классических комедий времен Великой Депрессии, с самого начала напоминая о том, что для простых радостей и маленьких шалостей нет преград.

Бэйкер и Бергоч тщательно прописали историю молодой матери-одиночки и ее дочери, оставшихся на краю социальной лестницы. Авторы удерживают баланс: они не идеализируют картину, но и не смотрят на бедность свысока. Камера мексиканца Алексиса Забе (на его счету ленты «После мрака свет» и «Безмолвный свет» Карлоса Рейгадаса, «Озеро Тахо» Фернандо Эймбке, а также клипы для Die Antwoord и The Weekend) большую часть экранного времени находится на уровне взгляда ребенка. Очаровательная Бруклин Принс дарит фейерверк харизмы и очарования (даже после премьеры фильма). Операторская тележка старается успевать за ней, чтобы поместить маленькую героиню в центр зрительского интереса. Режиссер поднимает ее на привычный уровень только когда возникающая линия повествования детей касается весьма опосредованно. Благодаря этому зрители могут радоваться вместе с Муни, хотя Бейкер постоянно напоминает нам о том, как тяжелы условия для таких семей, как ее. Ракурсы в фильме строятся от детей, укрупняя всякое проявление мира и, тем самым, придавая ему несколько сказочное измерение.

Почти весь фильм снят на 35-миллиметровую пленку. Исключение сделали лишь для финальной сцены, которая снималась на iPhone во Всемирном центре отдыха Уолта Диснея без официального разрешения. Ранее Бэйкер уже снимал на телефон. Его драма «Мандарин» рассказывала о трансгендерной проститутке и стала настоящей сенсацией на «Сандэнсе» — практически при полном отсутствии бюджета.
«Проект Флорида» — пронзительная, невероятно искренняя, но при этом очень смешная неореалистическая инди-драма. Авторам удалось передать восприятие жизни с точки зрения ребенка, не игнорируя мрачную реальность. Шон Бэйкер, мастер гуманистического повествования, снимает фильмы о неприглядной и неизвестной жизни и всякий раз призывает ценить ее и радоваться, как бы трудно ни было.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Торопцев С.А. «Международный брэнд» китайского кино: режиссер Чжан Имоу. С. 23.
Майзель Е. Чжан Имоу. Китайское правописание
Торопцев С.А. «Международный брэнд» китайского кино: режиссер Чжан Имоу. С. 96.
Made on
Tilda