АНАСТАСИЯ ЛАБУРЕЦ
16 МАЯ 2022

ЗАКАТ: ЧТО ГЛОЖЕТ НИЛА БЕННЕТА?

Новый фильм Мишеля Франко, который размышляет о бытие под бутылочку холодного пива
Режиссер: Мишель Франко
Страна: Франция, Мексика, Швеция
Год: 2021

Белоснежные песчаные пляжи, кристально чистые воды, просторный люксовый номер с собственным бассейном и видом на воистину райское место под названием Акапулько — так проводят свой отпуск потомственные владельцы мясокомбината Нил Беннет, его сестра Алиса и ее уже вышедшие из подросткового возраста дети. И когда зритель уже практически готов послать все к чертовой матери и бежать покупать билет если не в Мексику, то хотя бы до Геленджика, идиллическое существование героев прерывается телефонным звонком — умерла мать, а значит пора выезжать домой первым же рейсом. По прибытии в аэропорт Нил говорит семье, что забыл в отеле свой паспорт. Обещая полететь следом, он садится в такси, но едет в совершенно другой отель, где оставляет вещи и идет на пляж потягивать холодное пиво. Так начинается новый фильм мексиканца Мишеля Франко, который, как нам известно, обожает провоцировать зрителя.
О последнем сказано не случайно. Предыдущая работа режиссера «Новый порядок» оказалась безжалостным социальным высказыванием о классовом неравенстве в Мексике с неутешительным финалом. В отличие от нее, «Закат» бьет кувалдой по голове не сразу, но делает это настолько неожиданно, что после просмотра ключевых сцен требуется еще пара минут для того, чтобы прийти в себя и быстро переключиться. Убаюкивающая атмосфера ленты резко сменяется напряженным ожиданием: получится очередная остросоциальная антиутопическая драма, а может быть она обернется триллером с твистами, переворачивающими все с ног на голову?

Впрочем, ни то ни другое. Честно признаться, описывать последнюю ленту Франко — дело не из простых. Время в ней теряет свое значение — недели сливаются в один бесконечно длящийся день, прерываемый лишь настойчивыми телефонными звонками сестры Нила и убийством. Или даже двумя. Но если зритель беспокойно ерзает на своем месте в ожидании и размышляет о том, куда дальше поведет его история, то Нила, кажется, ничто не способно вызволить из своеобразного летаргического сна — кровь на берегу смоет вода, и день вновь пойдет своим чередом.
Думается, делать центральным персонажем эмоционально отстраненного героя без каких-либо целей и мотивов — идея не столько своеобразная, сколько, скорее, сомнительная. Но Тим Рот, не впервые сотрудничающий с Франко, явно так не считает. Есть в актере что-то неуловимое, способное одним лишь взглядом, движением тела передать все те внутренние ощущения и противоречия, слова к которым подобрать невозможно. Именно захватывающая игра Рота держит все внимание зрителя даже тогда, когда поведение персонажа кажется совершенно иррациональным, а поступки — изрядно озадачивающими.
Диалоги в ленте — не больше, чем шум, а попытка через историю распадающейся семьи поговорить о социальном кризисе родной Мексики, на котором Франко собаку съел, утопает в беспощадных лучах Акапулько. Здесь ничто не имеет значения. Тайна, пронизывающая сюжет ленты, оказывается бесхитростной, какой нередко бывает и сама жизнь. И хоть пути ее неисповедимы — закат, говорит режиссер, у каждого один. Выбор остается лишь за тем, проведете вы его с пивом в руках, нежась на пляже, или предпочтете что-то другое.
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda