ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 22 ОКТЯБРЯ 2020

УНЕСЕННЫЕ ПРИЗРАКАМИ: МЕТАМОРФОЗЫ ПОТУСТОРОННЕГО

Тема взросления, критика взрослых и экология в узнаваемой сказке Хаяо Миядзаки о девочке Тихиро, которой приходится потерять имя, повзрослеть и спасти родителей

УНЕСЕННЫЕ ПРИЗРАКАМИ: МЕТАМОРФОЗЫ ПОТУСТОРОННЕГО

ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 22.10.2020
Тема взросления, критика взрослых и экология в узнаваемой сказке Хаяо Миядзаки о девочке Тихиро, которой приходится потерять имя, повзрослеть и спасти родителей
УНЕСЕННЫЕ ПРИЗРАКАМИ: МЕТАМОРФОЗЫ ПОТУСТОРОННЕГО
ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 22.10.2020
Тема взросления, критика взрослых и экология в узнаваемой сказке Хаяо Миядзаки о девочке Тихиро, которой приходится потерять имя, повзрослеть и спасти родителей
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Страна: Япония
Год: 2001

«Унесенные призраками Сэн и Тихиро», или же, как обычно сокращают, «Унесенные призраками». Здесь Миядзаки снова берется за тему взросления, снова критикует взрослых, снова переживает за экологию. Его стиль узнаваем, и он не далеко отходит от амплуа сказочника. Фильм рассказывает историю Тихиро, девочки, которая вместе с родителями переезжает в другое место. По дороге они сворачивают не туда и находят заброшенный парк. И с этого момента Тихиро попадает в потусторонний мир, где ей придется потерять имя, повзрослеть и спасти родителей.
Сюжет картины очень стремителен, до такой степени, что Тихиро в одной сцене ведет себя неуверенно и еле передвигается ссутулившись, а в следующей лихо бегает по бане с табличками. К слову, тут хватает времени и на любование окружающим миром, особенно в сцене с поездом. Таким образом, фильм балансирует между беспрерывным аттракционом и уютными посиделками, как, например, у ведьмы Зенибы.

Посыл фильма нельзя сформулировать однозначно. Безусловно, Тихиро взрослеет, но все ли зиждиться на метаморфозе избалованной плаксы в ответственную спасительницу? Можно усмотреть здесь подтекст «спаси — и будешь спасен сам», касательно линии отношений Тихиро и Хаку, и тут же наткнуться на историю любви, о которой твердит Кочегарыч. К слову о любовной линии. Ее нельзя смело назвать таковой, потому что в ней больше дружбы, чем романтики. Герои не раз за фильм спасают и поддерживают друг друга.

Тихиро часто говорит сама с собой вслух, констатирует факты, что выглядит странно. Это можно списать на рассуждения, хотя иногда она еще раз сообщает зрителю очевидное. И не каждый спишет проговаривание фактов самой себе вслух на сказку. В этом плане Миядзаки в очередной раз недооценил детскую аудиторию, ведь ей образы не нужно расшифровывать. Если же это объяснение для взрослых, то больше похоже на насмешку.
Визуальная сторона у Гибли как обычно поражает воображение: палитра цветов, анимация, интерьеры, экстерьеры, дизайны монстров и т. д.; все на высшем уровне. Иногда мелькает 3D (двери, вода), которое Миядзаки не любит, но оно выполнено качественно, поэтому рядовой зритель вряд ли его заметит. Фоны впечатляют своей детализацией, почти каждый можно смело брать и вешать в музее (так, собственно, и делают в соответствующем учреждении при студии Гибли).

Постоянный композитор мэтра, Хисаиси Дзё, снова написал привычный для Миядзаки саундтрек. К сожалению, все его саундтреки очень похожи друг на друга в плохом смысле (в этом они с Миядзаки похожи), и до уровня «Ходячего замка Хаула» в этот раз он не дотянул, запоминаясь как обычно одним треком (в титрах зрителя порадуют стихом под него). Саундтрек не перетягивает на себя внимание, остается ведомым сюжетом и сказочностью действа. Касательно же звукорежиссуры — звуки того как шелестят листки бумаги, или как персонажи бегают босыми по полам бани вдохнут в картину еще больше реалистичности и не режут слух.
За время пребывания в потустороннем мире, Тихиро перестает жаловаться и обретает уверенность в себе. Наглядно это показано в двух сценах, спуске Тихиро к Кочегарычу, когда она боязливо переступает со ступеньки на ступеньку, и сцене подъема Тихиро к Юбабе, где героиня бесстрашно бежит по разваливающейся трубе. Если обратиться к фильму, можно вспомнить, что в самом начале Тихиро висела на руке матери, пока они шли по туннелю, который выступает водоразделом для миров, и в самом конце она также висит на ее руке. Говорит ли это о том, что героиня не изменилась и осталась ребенком? Вряд ли. Как любая сказка, эта меняет в героине ее отношение к окружающим, к самой себе, к природе. И резинка, подаренная Зенибой, сшитая друзьями Тихиро в том мире — явное доказательство изменения.

Нельзя не упрекнуть фильм в резкости и обрывочности в последнем акте. Внезапное обретение места Безликим, прощание с Хаку, наконец, отъезд самой Тихиро могут показаться резкими и неожиданными, но оно так и должно быть. Взять к примеру начало и конец фильма: зеркальные сцены в начале и в конце, одна резко начинается, другая резко заканчивается, и они не длятся долго, а именно столько, сколько надо. В этом весь Миядзаки, — своим вдохновением и чувством такта, он делает так, что зрителю после просмотра, одновременно, будет и достаточно, и мало увиденного.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda