Хоть в заголовок данного материала мы вписали фрагмент из «Черновика», лейтмотивом дебютного полного метра Василисы Кузьминой под названием «Ника», собственно Нике Турбиной и посвященного, становится стих «Свойство памяти» — короткое и мелодичное произведение, которое, впрочем, написано не Турбиной. Какова подмена! В ленте нет ни одной строчки, принадлежащей поэтессе, в малолетстве покорившей сердца миллионов советских читателей. Зато здесь слышны гитара Эллиота Смита и пианино группы The National. А еще «Ника» снята по старинке, на пленку, дабы поближе подобраться к эстетике воссоздаваемого в фильме рубежа конца девяностых — начала нулевых. Ощущается все это как клип сибирского постпанк-коллектива «Буерак», члены которого поют про «спортивные очки», про «страсть к курению» и тяготеют к lo-fi-стилистике начала двухтысячных. Эстетика эпохи VHS оборачивается VHS-оболочкой — та же метаморфоза случается и с «Никой». Аудио и видеоряд, уколовшись иглой мейнстрима, в симбиозе со сценарием, основанным на реальной истории реального человека, грациозно балансируют между вольным байопиком и обличительной спекуляцией на тему «Ника Турбина — проект».
Много слухов о Турбиной гуляло тогда, и многие из них, что неудивительно, подтверждаются уже в наши дни. О том, что детское творчество Ники есть не более, чем пописушки ее матери Майи — посредственные, если рассматривать их как творение взрослого автора, но гениальные по меркам первоклассницы. О том, что и Никуша, и мама ее — персоны душевнобольные и свое психическое здоровье нехило запустившие. О том, что в свои 16 лет девушка «типа сожительствовала» с пожилым швейцарским доктором за границей. В конце-то концов, о том толковали и до сих пор толкуют, что свой второй и по совместительству последний «полет» с балкона Турбина-младшая совершила намеренно. Хотела она покончить с собой или нет? Мы никогда не узнаем, так как спросить уже банально некого — 11 мая 2002 года Ника погибла, выпав из открытого окна с высоты пятого этажа.
Жизнь Турбиной — непаханое поле догадок, домыслов и типичных для биографий «маленьких гениев» тропов. В школьные годы — одаренная надежда нации; во взрослой жизни — кидалт, так и не научившийся существовать в социуме бок о бок с простыми смертными. Художественное кино про Турбину — это стих без рифмы и ритма. Верлибр, повествующий не столько о поэте и поэзии, сколько о родительской лжи и самообмане. Навязчивая акцентуация не на заслугах личности, а на ее трагедии и упадке. Хроника того, как 27-летняя инфантилка Ника уверенной походкой движется к членству в «Клубе 27», слушая в наушниках английских «электронщиков» из дуэта I Monster. Она шагает вперед к роковому исходу, упираясь то в стычки с новоиспеченным бойфрендом, то споря с матерью, которая ежечасно ищет горе-дочурке богатого жениха. Нечто похожее, то бишь наблюдение за угасанием молодого творца, проделывал режиссер Гас Ван Сент в своих «Последних днях», которые фиксировали закат жизни рок-музыканта, повадками и внешностью очень похожего на «короля гранжа» Курта Кобейна.