АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 16 апреля 2021

БОЛЬ И СЛАВА «РАЗОМКНУТЫХ ОБЪЯТИЙ»

Любовное признание мировому кинематографу в мелодраме с атмосферой нуара и самобытным юмором от эксцентричного Педро Альмодовара

БОЛЬ И СЛАВА «РАЗОМКНУТЫХ ОБЪЯТИЙ»

АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 16.04.2021
Любовное признание мировому кинематографу в мелодраме с атмосферой нуара и самобытным юмором от эксцентричного Педро Альмодовара
БОЛЬ И СЛАВА «РАЗОМКНУТЫХ ОБЪЯТИЙ»
АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 16.04.2021
Любовное признание мировому кинематографу в мелодраме с атмосферой нуара и самобытным юмором от эксцентричного Педро Альмодовара
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Педро Альмодовар
Страна: Испания
Год: 2009

«Разомкнутые объятия» — это cемнадцатый полнометражный фильм Педро Альмодовара. К моменту проката, в 2009 году, 15-недельные съемки этой картины были самыми продолжительными, а бюджет превышал предыдущие. Все это едва ли соизмеримо с тем, сколько стараний и сил оскароносный испанец из Ла-Манчи вложил в свое любовное признание всему мировому кинематографу. Через десять лет Альмодовар снова обнажит профессиональную изнанку в «Боли и славе». Но в 2009 году испанская версии фильма «8 1/2» только начинает обретать черты.

«Разомкнутые объятия» — мелодрама с атмосферой нуара и самобытным юмором.
События фильма охватывают три временных промежутка (1992, 1994 и 2008 годы) и несколько этапов жизни героя Луиса Омара. Он попеременно использует два имени: Матео Бланко отвечает за режиссуру, а Гарри Кейн издает рассказы и сценарии. Вот уже более десяти лет Матео живет на ощупь: из-за трагического случая он лишился зрения. Справляться с рутиной ему помогает отзывчивый юноша Диего (Тамар Новас). Однажды Матео получает весточку из прошлого. К нему заходит начинающий документалист Рей Икс (Рубен Очандиано) с предложением снять фильм о том, как отец-тиран отравляет своему сыну жизнь. Однако идея незнакомца кажется Матео слишком личной, поэтому он отказывается. Сам же начинает оживлять воспоминания, разматывая клубок сердечных нитей.

Дело в том, что в 90-х Матео влюбился в Магдалену, Лену (Пенелопа Крус), которая сбежала с ним от влиятельного бизнесмена и кинопродюсера Эрнесто Мартеля (Хосе Луис Гомес). Таким поступком Матео предал другую женщину, своего агента Юдит (Бланка Портильо). Подобно большинству героев Альмодовара, Матео хранит много секретов и черпает живительные силы в ностальгии.
Исходные данные героя напоминают о совершенно другом фильме. В саркастичном «Голливудском финале» (2002) Вуди Аллен рассказывает о внезапно ослепшем гениальном режиссере, которому предстоит вернуться к съемкам. Альмодовар же из похожей истории вылепил страстную трагедию. В «Разомкнутых объятиях» Педро Альмодовар выступил не только режиссером, но и автором сценария. Здесь использованы беспроигрышные мотивы для создания трагифарса: переплетение любовных линий и семейных тайн, исступленной мести и сладостного разоблачения. Сценарий выстроен так, что в линейное повествование постоянно врывается серия флешбэков главного героя, которые призваны помочь ему разобраться в настоящем.

«Разомкнутые объятия» — это история о ревности и злоупотреблении властью, о двуличии, комплексе вины и лжи. Особый авторский почерк здесь проявляется во всем. Это очень синефильское кино с массой пасхалок и аллюзий. Картина насыщена множеством отсылок к жанру нуар, итальянскому неореализму и даже к причудливому творчеству самого Альмодовара. Скажем, среди многочисленной домашней коллекции незрячего режиссера есть диски Фрица Ланга, Ингмара Бергмана, Федерико Феллини, Брайана Де Пальмы и многих других именитых режиссеров. Когда помощник Диего спрашивает, что может поднять Матео настроение, тот просит включить ему триллер Луи Маля «Лифт на эшафот» (1957) для того, чтобы услышать голос Жанны Моро. В одной из самых нежных сцен Лена и Матео смотрят «Путешествие в Италию» Роберто Росселлини (1954) и мечтают встретить смерть в объятиях друг друга, подобно персонажам с экрана. В гримерной Лены висит портрет Роми Шнайдер, а ее саму гримируют под Одри Хепберн и Мэрилин Монро. По всему фильму разбросаны стилистические оммажи на такие культовые картины, как «Злые и красивые» Винсента Миннелли (1952), «В укромном месте» Николаса Рэя (1950) и «Оружие по найму» Фрэнка Таттла (1942), что можно считать выражением симпатии мастерам Золотой эры кинематографа.

Благодаря такой насыщенной интертекстуальности одним из центральных мотивов «Разомкнутых объятий» становится двойственность (даже в именах), синоним которой — кино, условно и одновременно правдоподобно дублирующее саму жизнь. Все действующие лица так или иначе связаны с кинопроизводством. Насыщая свою работу подробностями из творческого цеха и автоцитатами, Альмодовар раскрывает характеры главных героев и знакомит нас с второстепенными персонажами. Мы смотрим не один, а целых три фильма. Матео Бланко называет себя Гарри Кейном, недвусмысленно намекая на героя «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса (1941). Комедия Матео — «Девушки и чемоданы» — на деле является адаптацией альмодоваровских «Женщин на грани нервного срыва» (1988), в которой Лене достается образ, отсылающий к Пине из оригинальной ленты. Эрнесто Мартель-младший (позднее он переименуется в Рея Икс), будто преданный фанат с рентгеновским лучом, по просьбе отца следит за развитием отношений Матео и Магдалены, создавая документалку.

Одна из самых ярких и запоминающихся находок Альмодовара в «Разомкнутых объятиях» — устройство кульминационной сцены. Эрнесто Мартель одну за другой жадно смотрит записанные сыном пленки, а под боком чти́ца по губам расшифровывает речи влюбленных. Камера, которая оказывается свидетельницей измены, символизирует значение изображения, а специалистка, озвучивающая немой вуайеризм, подчеркивает ценность звука. В какой-то момент в комнату заходит Магдалена и становится позади Мартеля. Он, богатый мужчина средних лет, купивший любовь молодой женщины, оказывается в яростном оцепенении. Обе Лены — стоящая за спиной Мартеля и глядящая прямо на него с экрана — просят Мартеля оставить слежку и прекратить претендовать на взаимность героини. Это очень виртуозный и эффектный прием, вновь отсылающий к дублированию реальности.


Занятной частью продолжения профессиональной темы является стремление автора вписать в сюжет этапы стадии кинопроизводства: от зарождения идеи до монтажного стола. Именно на последнем ставится сильный акцент ближе к финалу картины. В «Разомкнутых объятиях» выступивший в роли продюсера Эрнесто Мартель мстит Матео Бланко, самовольно монтируя «Девушек и чемоданы» в отсутствие режиссера. Спустя годы незрячий Матео случайно натыкается на свою ленту, смотря телевизор. У него не было возможности подготовить проект к прокату, и он приходит в ужас от выбранных за него дублей, изуродовавших все произведение. Так Альмодовар отдает дань значению монтажа.
Киносъемки в «Разомкнутых объятиях» — возможность запечатлеть не столько время, сколько чувства, а потом воскресить их, перемонтировав старые кадры поднятой из архивов пленки. Слепой режиссер, который после потери зрения превращается в писателя, собирает новый вариант фильма на слух, точнее, по памяти — самого главного, по Альмодовару, оружия кинематографиста.

Еще одна примета фирменного стиля — жонглирование жанрами. С середины «Разомкнутые объятия» превращаются в пронзительную романтическую мелодраму, события которой разворачиваются на фоне фантастического вулканического ландшафта острова Лансароте под глубокие и невероятно красивые печальные мелодии Альберто Иглесиаса, постоянного композитора Альмодовара. Здесь камера Родриго Прието фиксирует только лица Льюиса Омара и Пенелопы Крус, изучая обреченную пару. Утяжеляясь, действие постепенно движется к загадочной развязке, и вот мы уже на территории высокой мелодрамы — сенсационных разоблачений и поворотов повествования.

Стоит уделить внимание и обилию сочных красок в кадре. Из всей палитры Педро Альмодовар, который всегда отдает предпочтение ярким ведущим цветам, в «Разомкнутых объятиях» выбирает красный цвет практически для всего, для чего только можно: алые оттенки присутствуют в одежде, декоре, помаде, произведениях искусства, мебели. Цвет крови и страсти позволяет фильму продемонстрировать особую фирменную визуальную подачу, и Альмодовар активно пользуется этим.
Поклонники колоритного испанского режиссера, найдут здесь хорошо знакомые хайлайты мастера: жанровый микс из комедии и трагедии, бесконечные попытки героев разобраться в прошлом для того, чтобы понять настоящее, много любви и Пенелопу Крус.

Кинематографичность, мрачноватость и импульсивность в сочетании с неутолимой печалью главных ролей «Разомкнутых объятий» — это новое направление, росток, из которого распускается потрясающий по силе, мощный психологический автофикшн «Боль и слава».

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Торопцев С.А. «Международный брэнд» китайского кино: режиссер Чжан Имоу. С. 23.
Майзель Е. Чжан Имоу. Китайское правописание
Торопцев С.А. «Международный брэнд» китайского кино: режиссер Чжан Имоу. С. 96.
Made on
Tilda