«Самурай» — это работа, в которой авторский почерк режиссёра сформирован, весь прошлый опыт саккумулирован, а знакомый киноязык обретает железобетонную целостность. Данная лента, равно как и последующие за ней «Красный круг» и «Полицейский» — фильмы минималистичные и сбалансированные. Фильмы, производство которых сподвигло Мельвиля ступить на территорию фанатичного педантизма: настолько тщательно он утюжит каждую сцену, насколько же выверено Жеф чеканит оправдательные реплики на допросе в жандармерии.
Неукоснительное следование догме «Ничто не имеет значения, кроме кино», тем не менее, не лишает «Самурая» в определенной степени инфантильной брутальности, свойственной многим гангстерским фильмам, снятым в послевоенном Голливуде. Мельвилиь подвергает фетишизации все внешние атрибуты американского нуара, начиная смакованием оружия с одеждой и заканчивая отдельными бытовыми ритуалами героев. Если Костелло манерно поправляет шляпу или ведёт огонь от бедра, то происходят эти жесты не во имя содержательности. Для режиссёра куда важнее подчеркнуть колорит эпизода, по-мальчишески восторгаясь тем, насколько круты головорезы по ту сторону экрана.
Мельвиль умело культивирует пессимизм нео-нуара вперемешку с канонами непоседливых вестернов Форда и Хоукса. В степени, достаточной для того, чтобы эстетизировать узнаваемые жанровые клише, не опускаясь при этом до уровня позерства. Постановщик американизирует всё и вся внутри кадра, однако назвать визуальные образы в «Самурае» вторичными нельзя. Как ни крути, а облик Франции на заре правления генерала де Голля успешно пробивается сквозь толщу аллюзий на монохромные самородки Билли Уайлдера и Джона Хьюстона. Париж для Мельвиля, всё равно, что Нью-Йорк для Скорсезе или Рим для Соррентино — не безмолвная декорация, а полноценный участник событий. Сколь бы щедрыми на харизму не были Ален Делон с Франсуа Перье, город, захваченный в объектив чуткой камеры Анри Декаэ, передает опустошенность героев и упадочные настроения истории столь же эффективно, сколь и его молчаливые экранные коллеги из плоти и крови.