Слайд-шоу, которое по сути из себя представляет весь визуальный ряд «Последних и первых людей» — есть, на самом деле, не что иное, как проекция воображения, литературного представления условий жизни и быта «последних» людей. Наполняют картину сменяющие друг друга кадры со сложными геометрическими объектами или, наоборот, появляющиеся в разных частях фрейма округлые архитектурные формы и гладкие искусственно созданные поверхности; где-то симметричные, где-то — асимметричные; и практически везде точно вливающиеся в гармонию с природным ландшафтом. Это — своеобразный тест Роршаха, дающий возможность пережить неповторимый опыт просмотра фильма, где именно зритель приписывает тем или иным объектам в кадре то или иное значение.
Поле для бесконечного множества интерпретаций чарующего и леденящего закадрового монолога Тильды Суинтон, которым стали «Последние и первые люди», — есть свойство другого, родственного фильмам вида искусства. Отсутствие действия, статичность и упор на воображение зрителя говорят о литературной природе картины. Растягивающийся, вяло переливающийся от одной композиции к другой, саундтрек фильма, монохромный визуальный ряд «Последних и первых людей» и томное повествование синтезируются вместе в поэзию, ощутить которую, казалось, можно было, только читая книгу.
Жанр фильма — стилизованный под мокьюментари фантастический эпос. Голос Тильды Суинтон, вещающий о предрешенном исходе человеческой цивилизации — это лишь сообщения, которые, как говорит представитель «последних» людей, они нашли способ посылать нам сквозь время, в прошлое.
Начав цикл сообщений с описания внешнего вида, уклада жизни, истории и устройства общества «последних», передающий послания постепенно переходит к вопросу выживания человека. Неутешительный итог размышлений приводит рассказчика к обеспокоенности судьбой «первых» и их незаинтересованностью в собственном выживании.
Homo sapiens (мы) действительно игнорирует послания из будущего, и именно поэтому в фильме отсутствует обратная связь с Земли. Но в конечных сообщениях представитель «последних» людей, потеряв последнюю надежду на освоение планет и звезд вне Солнечной системы, наоборот, пребывает, кажется, в состоянии светлой меланхолии, здраво оценивая реальную обстановку дел: если Солнцу и суждено взорваться и уничтожить единственную в системе разумную форму жизни, то и встретить закат цивилизации ее последним индивидам следует с достоинством и радостью от осознания своего исхода.