АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 5 АВГУСТА 2021

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УБИЙСТВЕ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДРАМА «ДЖЕКИ»

Портрет измученной, но стойкой женщины, отчаянно пытающейся защитить наследие своего мужа на мировой арене, сохраняя имидж достойной первой леди

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УБИЙСТВЕ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДРАМА «ДЖЕКИ»

АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 12.05.2021
Портрет измученной, но стойкой женщины, отчаянно пытающейся защитить наследие своего мужа на мировой арене, сохраняя имидж достойной первой леди
ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УБИЙСТВЕ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДРАМА «ДЖЕКИ»
АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 12.05.2021
Портрет измученной, но стойкой женщины, отчаянно пытающейся защитить наследие своего мужа на мировой арене, сохраняя имидж достойной первой леди
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Пабло Ларраин
Страна: США, Франция, Чили, Китай, Германия, Великобритания
Год: 2016

Жаклин Бувье, легендарная Джеки Кеннеди, диктовала модные тенденции по обе стороны Атлантики и вошла в историю как икона безупречного стиля. Продуманные до мелочей образы первой леди США до сих пор вдохновляют дизайнеров и кутюрье по всему миру. 25 ноября 1963 года все камеры мира оказались прикованы к Джеки сильнее, чем когда-либо. В этот день в Далласе случилась страшная трагедия: во время деловой поездки был убит 35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди. Тогда сильная духом Джеки отказалась переодевать испачканный кровью твидовый розовый костюм Chanel, чтобы «весь мир видел, что они сделали». Миссис Кеннеди стала воплощением глубокой скорби, горя утраты и мужества.

После убийства президента Кеннеди Энди Уорхол приступил к созданию огромной коллекции (около 300 экземпляров) портретов вдовы в фирменной технике шелкографии. Художник сопоставлял снимки, сделанные до и после убийства. Благодаря этому в серии оказались запечатлены как радость, так и застывшая траурная маска. Обилие крупных планов напоминает раскадровку к фильму. Благодаря первой англоязычной работе чилийского режиссера Пабло Ларраина мы можем посмотреть на ожившие фотографии.
Байопик «Джеки» построен по принципу повествования от первого лица в попытке восстановить очередность бесконтрольных тягостных воспоминаний. Картина состоит из двух частей, дополняющих, но при этом поспешно перебивающих друг друга: интервью в линейном повествовании то и дело сбивается на флешбеки самой страшной недели в жизни Джеки. Вскоре после далласской трагедии первая леди (Натали Портман) пересказывает беллетрезированный фрагмент своей биографии в продолжительном интервью журналисту Life (Билли Крудап).

Надо сказать, что скорость, с которой события разворачиваются на экране, просто захватывает дух. После трагедии в Далласе проходит всего неделя, а репортеры (в первую очередь Крок и Мерриман) в своих статьях уже сравнивают Джона Ф. Кеннеди с запылившимся артефактом, который следует задвинуть на полку истории. Джеки готовит траурную церемонию и осознает: все, что связано со временем правления мужа, его личностью и окружением, постепенно начинает обрастать досужими домыслами и превращается в миф. После беседы с журналистом Life в контексте обсуждения администрации президента Кеннеди воскресает легенда, которую создала сама первая леди. Правление Джона Фицджеральда Кеннеди длилось всего два с небольшим года. Роберт, брат покойного президента (Питер Сарсгаард) выражает неуверенность в том, какая память останется о Джоне. Запомнят ли его как человека, который разрешил кубинский ракетный кризис, или же как того, кто стал его причиной? Джеки изо всех сил старается сделать так, чтобы в первую очередь люди знали о возвышенных идеалах, в которые свято верил ее муж, о его величии и уникальности. Для Джеки было важно превратить и собственный пережитый опыт в миф. Партитурой конца этой эпохи она выбрала любимую Джоном песню из мюзикла о Рыцарях Круглого стола короля Артура, чтобы, даже когда у власти окажутся другие великие президенты, никто не забывал, что на «короткий блестящий момент был Камелот».

Продолжив идею Даррена Аронофски (на начальных этапах в режиссерском кресле находился именно Аронофски, но впоследствие стал сопродюсером картины), Пабло Ларраин представил художественную версию головокружительного калейдоскопа из реконструкции репортажей, воспоминаний и архивных снимков. На протяжении всей ленты мы оказываемся свидетелями глубокой рефлексии о месте в истории, что помогает ощутить раздробленное состояние героини. Думаю, эта работа может считаться одной из лучших в актерской карьере Натали Портман.

Большую часть экранного времени ручная камера и 16-мм объектив Стефана Фонтена демонстрируют крупные планы портретов Джеки, которую наполняет тревога, опустошенность и боль. Язык тела, манеры и особенности речи актрисы передают полное замешательство и разочарование женщины, которой сразу же после смерти супруга пришлось окунуться в решение неоднозначных политических вопросов. Ларраин под микроскопом изучает горе миссис Джеки Кеннеди, которая была вынуждена иметь дело с представителями СМИ и персоналом, рассказать детям о случившемся, не используя слово «смерть», планировать государственные похороны, переезжать из Белого дома и улучшать общественный образ супруга — и все это одновременно. Портман изобразила на экране измученную, но стойкую женщину, отчаянно пытающуюся защитить наследие своего мужа на мировой арене, сохраняя имидж достойной первой леди.
Рассказывая о Джеки, невозможно не упомянуть ее невероятное умение подбирать гардероб. Многие ценят чувство стиля Жаклин Кеннеди, считая ее олицетворением элегантности. Однако сама Джеки говорила о том, что ей не нравится, когда люди оценивают ее внешний вид, и вообще она не актриса. При выборе нарядов Джеки отдавала предпочтение французским модным домам, ее абсолютными фаворитами были кутюрье Chanel, Givenchy, Dior и Balenciaga. Примечательно, что для создания портрета первой леди в фильме Лорраина одним из основных инструментов стали продуманные костюмы. Номинированная на «Оскар» костюмер «Джеки» француженка Мадлин Фонтен ранее работала с Жан-Пьером Жене над сказкой про Амели и с Жалилем Лиспером над историей Ив-Сен Лорана. Команда художников под руководством Мадлин Фонтен кропотливо трудилась около десяти недель, создавая десять утонченных образов с запасными копиями костюмов (для того, чтобы всегда был дополнительный экземпляр — на случай непредвиденных обстоятельств). Монохромные образы, шляпка-таблетка, двубортные жакеты, аристократичный жемчуг и белые перчатки — это лишь небольшой список легендарных символов Джеки, ставших стильным открытием своего времени. Умело сочетая цвета, наряды и украшения, съемочная группа смогла расставить акценты на событиях в жизни главной героини. Пожалуй, самой красноречивой сценой я бы назвала одну из тех, которая завершает ленту. Покинув Белый дом, Джеки едет по ночному городу и из окна машины наблюдает за тем, как в магазин модной одежды привезли новых манекенов — всех до единого ее копий.

Фильм рассказывает о череде событий, стремительно развивавшихся в администрации после убийства президента Кеннеди в течение нескольких дней. Ной Оппенхайм прописал эту историю таким образом, что в центре зрительского внимания неизменно оказывалась бы Джеки. После трагедии окружающие стараются указать миссис Кеннеди «как надо себя вести», что делать, куда идти. Ее поддерживают и сопереживают только брат покойного супруга и давняя подруга, по совместительству секретарь Нэнси Такерман (Грета Гервиг). Однако с точки зрения драматургии эти персонажи нужны лишь для того, чтобы с нужного ракурса подсветить необходимый авторам аспект личности главной героини и отметить особые детали для исторической достоверности. Оказавшись в роковой момент рядом с четой Кеннеди, оператор старается поспевать за Джеки и поймать микродвижения мускулов лица, когда она вытирает кровь и старается сохранять рассудок, сидя перед зеркалом на борту Air Force One. Джеки нужно проявить мужество и присутствовать на присяге нового лидера, которая пройдет прямо в салоне самолета. Мы застанем также несколько сопоставимых по уровню интимности моментов: окажемся в гостиной, где первая леди снимает окровавленную одежду, в гардеробной, где она, всегда точно представлявшая, какой костюм надеть, оказывается в депрессивной задумчивости перед ворохом вещей, слушая любимые пластинки покойного супруга.

Отдельного внимания заслуживает работа композитора Мики Левай. Еще до того, как начальный титр погрузит нас в место действия картины (Хианнис Порт, штат Массачусетс), из темноты раздается печальная скрипичная мелодия Lee Harvey Oswald (названная так по имени единственного подозреваемого в смерти президента Кеннеди). Эта же композиция прозвучит в кульминационной сцене убийства. Меланхоличный музыкальный ряд помогает полнее изобразить горе женщины. Волнообразный мотив передает атмосферу тяжелого эмоционального состояния и позволяет связать линии повествования.
«Джеки» Пабло Лорраина не просто воссоздает архивные кадры и документы, но показывает переживания женщины от первого лица. Зритель видит Жаклин в разных амплуа: в качестве любящей жены, заботливой матери, олицетворения аппарата президента Кеннеди, создательницы политического мифа. Первая леди, готовая напомнить нам о том, что за фасадом мужественности и стойкости может прятаться аккуратная женщина, которой знакомы человеческие страхи, страдания и боль.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Торопцев С.А. «Международный брэнд» китайского кино: режиссер Чжан Имоу. С. 23.
Майзель Е. Чжан Имоу. Китайское правописание
Торопцев С.А. «Международный брэнд» китайского кино: режиссер Чжан Имоу. С. 96.
Made on
Tilda