«Застава Ильича» отходит от традиций «утопического сталинизма», внедряемого в массы через музыкальные комедии Ивана Пырьева и Григория Александрова. Видение Хуциева отметает навязчивую героизацию пролетарского быта. Хоть с развенчанием культа личности Отца Народов идиллическое изображение жизни стахановцев-колхозников никуда не делось, влияние образа разудалых крестьян, вокалом орудующих также ловко, как и серпом, на сознание рядовых посетителей советских кинотеатров значительно уменьшилось.
На смену «Трактористам» и «Кубанским казакам» пришли более тонкие работы Данелии, Рязанова, Гайдая, Климова. «Хрущёвская» киношкола славила возросшую степень творческой свободы через лирические драмы и сатирические мюзиклы, выражавшие приближение невообразимого праздника жизни сквозь призму самоироничного мироощущения. Отныне светлое сегодня — не распоряжение вышестоящего должностного лица, а вполне осязаемый результат формирования новой советской ментальности. Союз потихоньку открывается Западу, репрессированных амнистируют «и можно говорить свободно про жизнь и про любовь». Кто бы оживленно не паясничал по ту сторону экрана, будь то монтажник Володя Ермаков или начальник дома культуры Серафим Иванович Огурцов, все как один вещают о том, что счастье совсем не за горами, и юным «шестидесятникам» доверена ответственная задача по его сотворению.
Период лиминальности нашёл своё отражение в творчестве Хуциева весьма нетривиальным способом. Та самая «постыдная и вредная» оригинальная версия «Заставы Ильича» не сталкивала консерваторов со «стремящимися к свободе в несвободной стране», а виртуозно сцепляла первых со вторыми в консонансном трёхчасовом ансамбле. Хуциев отвергал идеи о том, что ценности вновь пришедшие обязаны потоптаться по увядающим устоям, дабы закрепиться в общественном сознании — совершенно необязательно в спешке отмахиваться от актуальной повестки.
Режиссёр страстно желает возжечь пламя в сердцах жителей Союза — его лента преисполнена волей к переменам, надеждой на лучшее завтра, тягой к открытию новых горизонтов, восхищением безграничной силой молодости и верой в собственные силы. Тогда невозможно было представить строительство взаправдашнего коммунизма без демонстрации масштабного первомайского шествия или поэтического вечера в Политехническом музее, где старшее поколение в лице Окуджавы и Слуцкого выходит на контакт со стихотворцами будущего дня, кои представлены Евтушенко, Вознесенским, Рождественским да Ахмадуллиной.