ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 29 СЕНТЯБРЯ 2022

РЕШЕНИЕ УЙТИ: БЕССМЕРТНЫЙ РОМАН

Нестандартный корейский детектив о сыщике, которому не дает покоя фигурантка запутанного дела об убийстве (или все же не убийстве?)

РЕШЕНИЕ УЙТИ: БЕССМЕРТНЫЙ РОМАН

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 29.09.2022
Нестандартный корейский детектив о сыщике, которому не дает покоя фигурантка запутанного дела об убийстве (или все же не убийстве?)
РЕШЕНИЕ УЙТИ: БЕССМЕРТНЫЙ РОМАН
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 29.09.2022
Нестандартный корейский детектив о сыщике, которому не дает покоя фигурантка запутанного дела об убийстве (или все же не убийстве?)
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

Постоянно пишу, невзирая на время. Даже когда пишу, смотрю на телефон.


Из фильма «Решение уйти»

Режиссер: Пак Чхан-ук
Страна: Южная Корея
Год: 2022

Морские волны и горы. Сила ума и постоянство. Познание истины и человеколюбие. Он и она. Детектив и подозреваемая. Другая страна. Другой язык. Выдумщик и вдохновитель. Одержимость и долг. Отражения на экране и волнующие СМСки. Загадки.

Когда они рядом, их разделяют вселенные. Любой их разговор по телефону стирает все мыслимые пространственные границы. Служебный роман превращается в криминальную историю с неминуемым фатальным концом. Ревность уводит на обочину дороги, а последовательность в действиях — к лишенным, на первый взгляд, логики поступкам. Но все окажется совсем не так, как представлялось поначалу.

И снова — секс без обнажения. Любовь без секса. Игра на полутонах. Завораживающие виды покрытого туманной дымкой Ипо. Мучения демиурга. Единство и борьба противоположностей. Вольные ветра Корейского пролива. Мечты. Страдания. Сериалы. Футуристический Пусан. Статный мужчина и красивая женщина. Дождь. Полумрак. Бессонница. Объяснения.

Покой?
История полного разочарований детектива Хэ-чжуна и обольстительной, выглядящей одновременно невинной и порочной Со-рэ, далека от классических романтических сюжетов. Она засматривается на «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая, заимствует завязку из «Основного инстинкта» Пола Верховена, отсылает к «Головокружению» Альфреда Хичкока, а также использует неожиданные сценарные ходы в духе «Бойцовского клуба», «Острова проклятых» или «Черного лебедя».

Жанровое кино оказывается вне жанра. Триллер беззастенчиво превращается в мелодраму. Первая половина истории контрастирует со второй. Пак Чхан-ук играет со зрителем в кошки мышки, жонглирует идеями, изящно связывая воедино романтическую линию и детективную. «Решение уйти» — изысканное блюдо с великолепным визуальным рядом, кино о манипуляциях и любви, а также о манипуляциях в любви.

Когда у подножия горы находят тело мужчины, неудивительно, что за дело берется Хэ-чжун (Пак Хэ-иль). Он — первоклассный детектив, самый молодой офицер, когда-либо занимавший должность инспектора в Пусане. Но говорящая по-китайски Со-рэ (Тан Вэй) — подозреваемая не самая обычная. Она вроде бы не горюет об убитом муже. Или горюет, но недостаточно. Или опечалена его смертью настолько сильно, что замыкается в себе. Со-рэ сексуально притягательна, но недоступна. У нее есть алиби, но Хэ-чжун продолжает наблюдение за женщиной, надиктовывая их на Apple Watch даже после того, как ее невиновность вроде бы доказана.
И все же, покончил с собой, оступился или был сброшен? Любовь или влечение? Как это часто бывает, многочисленные вопросы остаются без однозначных ответов. Изящные аллегории и поэтические метафоры с каждым ходом секундной стрелки становятся все более изящными и все более поэтическими.

В фильме чувствуется воздух, но в нем нет ни единого кубического метра лишнего пространства. Каждая деталь служит какой-то цели, любой сюжетный поворот оказывает воздействие на грядущие события. Но какие это цели, какие изменения влекут за собой изломы нарратива? Иногда создается впечатление, что этого не знает даже Пак Чхан-ук — создатель истории.

А вдруг Хэ-чжун — среднестатистический полицейский? Ведь это он проваливает одно дело за другим, это он не может наладить сексуальную и личную жизнь с женой, это он испытывает серьезные проблемы с дыханием и из-за этого не может полноценно выспаться.

Где правда, где вымысел? Опять вопросы.

А Со-рэ? Она разговаривает с уличным котом, заботится об умирающих, но сама не слишком-то стремится к жизни. Помыслы женщины направлены в иную сторону. Диван в ее тихой гостиной — очень привлекательное место.

Чтобы понять, нужно много думать. Нужно быть внимательным. Как Хэ-джун. Но «Решение уйти» — не совсем про мыслительный процесс. Или, точнее, совсем не про него. Это как посмотреть.

А смотреть на него стоит с самых разных сторон.
Фильм с неторопливостью лопоухой коалы исследует чувственный мир героев. Он погружается в их мечтания, пытается понять их желания, погружается на дно, когда персонажи доходят до отчаяния или оказываются на грани нервного срыва. Но даже в моменты эмоциональных всплесков Хэ-чжун и Со-рэ остаются внешне невозмутимыми. Они — декорации в запутанной истории и ее главные действующие лица.

Неонуар остается неонуаром, но раздвигает рамки возможного. Условные «хороший» и «плохая» оказываются условными «хороший» и «хорошая», чувства проходят многочисленные проверки на прочность, а все загадки ожидаемо приводят к решениям.

Томный малиновый закат оттеняет нагромождения скал и скрюченных под холодными морскими ветрами высоких сосен. Прилив уносит все печали, оставляя нетронутыми саму историю, невероятно прекрасную, трогательную и незабываемую.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda