СЕРГЕЙ ЧАЦКИЙ

12 СЕНТЯБРЯ 2020

ДУМАЮ, КАК ВСЕ ЗАКОНЧИТЬ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ УЖАС ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

«Почти слоубернер» от Чарли Кауфмана, сверху-донизу набитый тоской вперемешку с киноманскими отсылками

Режиссер: Чарли Кауфман
Страна: США
Год: 2020

Быть скромным — не значит уметь держать себя в рамках или обходить стороной излишества. Скромность, особенно среди людей искусства — всего лишь перевалочный пункт на пути от стеснительности к бесстыдству. Тонка, практически неосязаема грань, которая отделяет талантливых и кротких от безнадежных фигляров. Только стоит последним что-то сотворить, написать неформатную повесть, альбом в стиле ritual ambient или слепить гипсовый бюст Гомера Симпсона, да нарваться на малейшее критическое замечание в свой адрес, как неуемный созидатель разразится желчью аки гром среди ясного неба. Видите ли, не дано достопочтенной публике улавливать высокое в приземленном: «Ни ляда не понимаете вы, слепцы. Здесь я Д‘Артаньян, а вы… известно кто».

С такими пациентами все предельно ясно: то, что преподносится «на словах» не сопоставимо с объемом выполненного «на деле». Куда интереснее наблюдать за талантливыми тихонями. Теми, кто, вроде как, и с журналистами откровенные беседы вести побаиваются, и по светским раутам мотаться привычки не имеют. Ну, а коли вздумается им засветиться перед поклонниками, то элементарной пресс-конференцией дело явно не обойдется. Хоть лекцию по сценарному мастерству от имени BAFTA организовывай, ей Богу.

Несложно догадаться, к чьей персоне сей говорящий пример отсылает. В 2011 году за трибуной конференц-зала Британской академии кино и телевизионных искусств с ворохом поучительных высказываний выступал Чарли Кауфман — американский драматург, имя которого прочно ассоциируется со всем нешаблонным и, мягко выражаясь, двинутым. В своих историях он открыто рассуждает о страхах и пороках, о которых в Голливуде заикаться лишний раз не стоит. При этом самого себя Чарли писателем не считает, а словом «сценарист» прикрывается только в тех случаях, когда «необходимо заполнить соответствующую графу в налоговой декларации». Неудивительно, что и на режиссерском кресле Кауфман, за двадцать-то с лишним лет карьеры, восседал всего трижды, предпочитая марать казенную бумагу сложносочиненными историями да промышлять продюсерскими делами на подхвате у Спайка Джонза и Мишеля Гондри.
Для первого Чарли написал сумасбродный «Быть Джоном Малковичем» и необычайно интимную «Адаптацией», для второго — ироничную «Звериную натуру» и со всех сторон обласканное академиками «Вечное сияние чистого разума». Собственноручно поставил «Синекдоха, Нью-Йорк» и «Аномализу»: ленты фактурные, но для широких масс неприподъемные, хоть им и за «Оскары» побороться удавалось, и сердечко непоколебимого Роджера Эберта растопить. Тем не менее, многим до сих пор неясно, где Кауфман своим пером размашисто рубит с плеча правду-матку, а где высокопарно паясничает. Нет загадочней на свете загадки: то ли лыжи не едут, то ли я не ценитель? От авторских проектов Чарли всегда веет тайной, если не мистикой, что отдельные лица частенько путают с пижонством.

Как там Лев Николаевич выражался? «Ищи лучшего человека среди тех, кого осуждает мир». Берем на заметку. Третий фильм Кауфмана, вышедший совсем недавно «Думаю, как все закончить», многое роднит с предыдущими работами режиссера: он такой же гипнотический, меланхоличный, нестабильный, во многом энциклопедический — настоящий Рай для любителей покопаться в противоречивых коннотациях.

Со слов, вынесенных в заголовок фильма, начинается вступительный монолог главной героини Люси. «Заканчивать» рыжеволосая девушка собирается отношения с миловидным пухляшом Джейком — мужчиной не без причуд, но на удивление эрудированным. Намеченное расставание осложняется тем фактом, что без пяти минут экс-бойфренд хочет познакомить Люси со своими родителями в ближайшее время. Ближайшее настолько, что витающая в облаках девчушка только-только объявилась в кадре, а уже беззаботно ловит ртом снежинки в ожидании автомобиля, на котором ей предстоит отправится в родной дом Джейка.

Типичный сюжет meet-the-parents поначалу не дает ни единого намека на что-то из ряда вон выходящее, однако первые странности не заставляют долго ждать. Пара старается скрасить поездку (хронометражем в двадцать минут) интеллектуальной беседой о политиках, кино, литературе и классических мюзиклах, постепенно перестающей походить на общение живых людей. В повествование же часто вклинивается неизвестный безмолвный старик, который работает уборщиком в средней школе. Разговоры о Кассаветисе, «Оклахоме!» и Ги Деборе чередуются с кадрами из несуществующего фильма Роберта Земекиса, а Люси декламирует депрессивное стихотворение «Bonedog» за авторством Евы Х. Д. с глазами на мокром месте.

По прибытии в пункт назначения сюрр уже не просто ковыляет поблизости, а натурально давит и вводит в заблуждение. Домишко на окраине с порога встречает молодежь трупным смрадом, исходящим от парнокопытных в хлеву, у лестницы красуется подвальная дверь, словно исцарапанная чудовищем из трэш-хоррора, на стенах развешены картины живописца-шизофреника Ральфа Блейклока — мрачность дополняется тревогой, и это — лишь разминка. На персонажах беспричинно тасуется одежда, коверкаются имена героев, родители Джейка на ходу меняют возраст, архитектура дома бесповоротно забывает о физических законах, да и языками молоть никто более не в настроении. Путешествие по темным закоулкам человеческого бессознательного набирает обороты, и на остановку в ближайшие полтора часа рассчитывать не стоит.
Дабы разобраться в том, почему реальность в фильмах Кауфмана всесветно трещит по швам, необходимо понимать специфику его писательского стиля, а точнее — методологию, лежащую в основе построения сеттингов столь же приземленных, сколь и противоестественных. Режиссер придерживается парадигмы «отдаленная перспектива — плохо, эмоциональные переживания — хорошо». Чарли не представляет возможным описание хаоса, творящегося в головах его персонажей, без полного погружения в собственные кошмары. Потому его труды обогащены автобиографическим элементом, а форма этих произведений опирается на имматериальную среду сновидения. Ведь где еще человек способен по-настоящему уйти в себя, кроме как не в царстве Морфея?

Поминания Брежнева, прозы Полин Кейл и стихов Уильяма Вордсворта, приправленные центнером синефильских отсылок — всему начало плуг и борозда, все приходит от субъективного и в субъективном порядке доносится до зрителя. Причем Кауфману не претит идея о том, что тот же самый зритель обязан вычленять из череды галлюцинаций (к слову, эффектно захваченных в объектив камеры польского оператора Лукаша Заля) рациональное зерно. «Закончить» — это, в первую очередь, поле для толкований, а не экскурсия по «мозгам набекрень». Происходящее в ленте необходимо прочувствовать без сторонней помощи и прогнать через персональный психологический фильтр — трактовать, трактовать и еще раз трактовать.

Вдобавок ко всему вот это вот все еще и не совсем оригинальная история. Кауфман снял достаточно вольную экранизацию одноименного романа канадца Иэна Рейда. Вольную настолько, что далеко не все поклонники первоисточника оказались способны сопоставить путевые точки «А» и «Б». Аккурат после премьеры на Netflix Чарли даже составил мини-гайд по «Закончить» в ходе телефонного интервью с порталом IndieWire, но это вариант разряда «совсем уж накрайняк».
Не стоит обходить этот фильм стороной только из опасения ничегошеньки не понять. «Думаю, как все закончить» — кино больше не про «думать», а про «осязать». Тому способствуют как сценарий, построенный на расщеплении культурных кодов, так и визуальные средства, активно поддерживающие творящуюся на экране круговерть оживших сожалений. Только не культивируйте показанный в фильме пессимизм слишком рьяно. По жизни куда эффективнее умеренно радоваться, нежели фатально огорчаться. Оптимист есть оптимист, даже если он холоден, голоден и, вообще, от всего на свете устал.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-telesnosti (дата обращения: 07.01.2020).
Made on
Tilda