Доооооброе утро, Вьетнам! Приветствует вас не Эдриан Кронауэр, а Шелтон Джексон «Спайк» Ли. Народная молва гласит, что этот режиссер не снимает фильмы. Он ловко забивает «кинематографические косяки», о чем легендарный титр «A Spike Lee Joint» неоднократно предупреждал нас и в «Делай как надо!», и в «Малколм Икс», и в «Черном клановце». Картины за авторством Ли затрагивают такие щепетильные темы, как расизм и классовое неравенство, причем его взгляды не подразумевают однобоких суждений: он не привык делить своих персонажей на правых и неправых. Куда практичнее сталкивать их на нейтральной полосе, ибо нигде остросоциальное кино не чувствует себя вольготнее, чем в зонах «серой морали» и «плюрализма мнений».
В центре повествования «Пятеро одной крови» — группа из четырех афроамериканцев, вместе прошедших через Вьетнамскую войну. Они возвращаются на бывшие поля сражений спустя 25 лет после вывода американских войск. Ветераны собрались, чтобы вместе отыскать останки погибшего командира и предать его тело родной земле. Однако в один прекрасный момент зритель узнает, что вместе с боевым товарищем они захоронили в джунглях ранее принадлежащий ЦРУ кейс с золотом, случайно найденный ими в пылу сражения.
Начиная с этой точки, «Пятеро одной крови» расщепляется на два разных фильма, связь между которыми, тем не менее, правильнее охарактеризовать словом «взаимодополняющие», нежели «взаимоисключающие».
С одной стороны, мы имеем на руках авантюрный экшен-муви на манер «Трех королей» Дэвида О. Расселла. Местами забавный, местами неожиданно жестокий карнавал свинца, пафосной музыки и помпезных речей. Дружба, закаленная окопной жизнью, проходит суровую проверку на прочность в кризисной ситуации, когда алчность затмевает разум, а грехи прошлого всплывают наружу, обнажая не только израненные души протагонистов, но и ужасающие увечья, нанесенные не одной, и даже не двум нациям, вовлеченным в продолжительные Индокитайские войны.
По другую руку расположилось дотошное, без пяти минут документальное, исследование эпохи, когда слоган «Make love, not war» скандировали на фоне ежедневных зачисток участков «Тропы Хо Ши Мина». Озвученные устами героев исторические справки сопровождаются реальной видеохроникой и изображениями лиц, волею судьбы оставшихся дрейфовать за пределами журналистского эсминца с сенсациями. Эти же эпизоды были избраны Ли в качестве плацдарма для обсуждения вопроса расовой сегрегации в США через призму Вьетнамской войны.