И все-таки заявлять о полном отсутствии каких-либо новшеств в отработанной структуре было бы как минимум несправедливо. Пока каждый фильм из «трилогии о смерти» распадается на три крепко связанные между собой истории, в «Бьютифул» режиссер как будто пробует неожиданно новое для себя выведение лидирующей нити повествования, выставляет в самый центр событий, очевидно, лишь одного главного героя. Вокруг все еще существует большой и очень живой мир, со своими личными драмами и трагедиями, но каждая из них напрямую подбирается к Уксбалю — именно от его действия зависит, насколько тяжело придется окружающим его людям. В робком стремлении помочь как можно большему числу несчастных он случайно разрушает или, напротив, склеивает поломанные судьбы: точечная работа Иньярриту с фатализмом позволяет дополнить, уточнить общую картину горя одного человека.
И все же ладную историю, посвященную трагедии кого-то очень определенного, невозможно создать без умелого актера, достойно исполняющего свою драматическую роль. Совершенно неудивительно, что Хавьер Бардем становится не просто удачным выбором, но главным достоинством, казалось бы, довольно прямой, немного незатейливой кинокартины. Любой сюжет о смертельно больном, безусловно, имеет свои опасные склонности. Излишняя сентиментальность и манипулятивность, которые так и норовят очернить и без того щемящее повествование, старательно разбиваются уверенной игрой, напрашивающейся на жалость, но все же остающейся в рамках твердого реализма — приз за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля, пожалуй, можно считать достаточным тому подтверждением. Пока Уксбалю приходится пробираться по вечернему городу под напряженный саундтрек и заглядываться на трагически кружащих по красочному небу птиц, Бардем припечатывает своего героя к земле, не позволяя тому до конца раствориться в излишне метафорической насыщенности исходного материала.