АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 21 АВГУСТА 2022

ПОСРЕДНИК: РОУД-МУВИ О РОДИТЕЛЬСТВЕ И БЭБИ-БОКСАХ

Призер Каннского кинофестиваля со звездой «Паразитов» в главной роли

ПОСРЕДНИК: РОУД-МУВИ О РОДИТЕЛЬСТВЕ И БЭБИ-БОКСАХ

АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 21.08.2022
Призер Каннского кинофестиваля со звездой «Паразитов» в главной роли
ПОСРЕДНИК: РОУД-МУВИ О РОДИТЕЛЬСТВЕ И БЭБИ-БОКСАХ
АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 21.08.2022
Призер Каннского кинофестиваля со звездой «Паразитов» в главной роли
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Хирокадзу Корээда
Страна: Южная Корея
Год: 2022

Дождливым южнокорейским вечером у бэби-бокса возникает силуэт девушки с грудничком на руках. Она кладет спящее чадо на землю и стремительно исчезает. Вернувшись утром, девушка — зовут ее Су-йонг — узнает, что оформить возврат ребенка не представляется возможным и, как заверяют ее сотрудники, возвращать ей нечего, поскольку никакой ребенок к ним не поступал.

В скором времени становится ясно, что организаторами этой махинации являются Сан-хьён и Донг-су. Один — служитель местной церкви, другой — бывший детдомовец, помогающий Сан-хьёну в непростой работе, которая заключается в том, чтобы после удаления видеозаписи с места сдачи ребенка и в обход всех бюрократических проволочек передавать «отказников» в руки благополучных семейных пар.
При любых обстоятельствах деятельность напарников не является законной, а потому привлекает внимание полиции и детективов, которые выслеживают подельников уже не первый месяц и грезят их поимкой. Отыскав организаторов подпольной детоторговли, Су-йонг не отказывается от идеи передать ребенка в другую семью, но изъявляет желание сопроводить продавцов и понаблюдать за процессом, попутно согласовывая кандидатуры будущих родителей. Так, «Посредник» оборачивается умилительным, несмотря на элементы криминального фильма, роуд-муви, где автор, пребывая во всепрощающем расположении духа, не пересыщает картину драматическими нотами и преподносит зрителю историю о моральном выборе и его последствиях, о непроработанных проблемах и их решении, о необходимости следовать дорогой взаимопонимания и принятия друг друга.

Сюжет фильма не опирается на исторический контекст, хотя появившийся в первых кадрах Сон Кан-хо в пасторском одеянии отсылает зрителя к событиям начала 2010 года. Именно тогда в Сеуле священник местной церкви Ли Йон-рак встроил в стену храма бэби-бокс в качестве ненавязчивого предлога отчаявшимся родителям оставить ребенка на попечение других людей, не причиняя тем самым вреда здоровью малыша. Над сценарием же Корээда работал около пяти лет. По ходу повествования режиссер в отсутствие какого бы то ни было морализаторского тона рассказывает историю, акцентируя внимание на диалогах героев и их откровениях. Автор тонкой нитью пронизывает канву фильма темами своих же культовых работ и во многом продолжает их традиции. Режиссер говорит со зрителем о человеческих взаимоотношениях, возникающих не только внутри семьи, а внутри вообще любой ячейки социума, объединенной какой-либо идеей. Даже если эта идея заключается в незаконной передаче новорожденного из рук матери в новую приемную семью.
В «Посреднике» можно найти пересечения и с «Никто не узнает» о 12-летнем парне, присматривающим за сводными братьями и сестрами, и с «Чудом» о непреодолимом стремлении к воссоединению разведенных родителей, а значительное число точек соприкосновения возникает с картиной «Сын в отца» о подмене младенцев, раскрывшейся лишь спустя годы. Особняком же в фильме держится лейтмотив знаковой кинокартины «Магазинные воришки», где за оболочкой незатейливой и приземленной истории возникают вполне серьезные преступления, произошедшие с участием конкретного социального класса. В «Посреднике» криминальная подоплека происходящего существует будто бы условно и забывается сразу же с окончанием дождливой ночи, представленной в начальной сцене.

Зритель может испытать неподдельные трогательные чувства, наблюдая за тем, как компания путешествует с младенцем в поисках новой семьи, предлагая его к продаже, торгуясь и подкрашивая ему брови для пущей презентабельности. Немалая заслуга в соблюдении умиротворенной интонации повествования принадлежит коллегам Корээды, среди которых есть и те, кто уже принимал участие в статусных работах современного южнокорейского кинематографа. Например, прямиком из цеха Пона Джун-Хо и его «Паразитов» пришли композитор Чон Джэ-иль, оператор Хон Гён-пхё и художник Чхве Сэ-ён.
«Посредник» был не просто тепло принят членами жюри в Каннах, а удостоился приза за лучшую мужскую роль (Сон Кан-хо) и независимой награды экуменического жюри. В очередной раз Хирокадзу Корээде удается за вуалью простого и не отягощенного драмой сюжета поднять уже сотни раз оговоренный, но не утерявший актуальности вопрос родительства. Однако, собрав под крышей старенького микроавтобуса людей, имеющих по одному, а то и по несколько неразрешенных внутренних конфликтов, режиссер никому из них не дает назиданий. Лишь вплетает в авантюру и отправляет в путь без гарантий того, что в конце каждый найдет то, чего искал.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda