Мамору попадает в студию Madhouse и там снимает «Девочку, покорившую время» — историю о том, насколько опрометчиво поворачивать время вспять из-за заваленной контрольной. Мамору играет свадьбу, и превращает головоломки личной жизни в сценарий «колхозной Матрицы» под названием «Летние войны». Неудачные попытки зачатия ребенка грузят голову, в которой крутится концепт «Волчьих детей Амэ и Юки» — драмы о матери-одиночке, что воспитывает двух бесноватых вервольфов. Уже удачная попытка зачатия дарит Хосоде детишек, и это событие запускает валидацию не только родительских, но и режиссерских навыков Мамору-сана. Путь из холостяка в отцы равнозначен дороге от аниме про беспечных тинейджеров до аниме про беспечных тинейджеров, которым эта беспечность уже костью в горле стоит.
В следующем своем проекте, «Ученике чудовища», аниматор продолжает обводить неприятные и непринятые, наиболее спорные аспекты собственной семейной хроники контуром цвета киновари. А еще «Ученик чудовища» — это штамп: меткий и образный, не сырой, не патетический, но все-таки штамп. Кимоно, катаны и выправка — от «Семи самураев» Куросавы. Испытания юности — от «Родиться-то я родился…» Ясудзиро Одзу. Радость «первых разов» — от его же «Поздней весны». От писателя Германа Мелвилла — «Моби Дик»: и в качестве книги, которую почитывает главный герой «Ученика», и как повод проставить знак равенства между мстительной одиссеей капитана Ахава и самым обычным подростковым самодурством. В прочтении Хосоды белый кит, что отнял ногу бывалому моряку, является не зверем, обитающим на дне океана, а метафорой злобы, которая закрадывается в сердца обиженных и слабых.
Кстати, героя фильма, который все описанное выше примеряет на себя, зовут Рен, но друзья называют его Девятенышем. Таким именем 9-летнего сиротку наградил воитель Медвежут — гость из мира монстров, нагрянувший в человеческий мир с целью найти какого-нибудь беспризорника и взять к себе в подмастерья. Рен — ребенок, отдаленный от отца и лишенный матери, а потому предпочитающий слинять от органов опеки под крылышко Медвежуту — лохматой горе мышц, что умеет заздравно махать мечом. Не чуткому папе, а типичному такому батяне-комбату, которого Хосода списал с собственного «старика» — работника железной дороги, который редко играл с детьми, но каждое изрекаемое слово ратифицировал как неоспоримую житейскую мудрость.
Во вселенной, придуманной Хосодой, переулки токийского района Сибуя укрывают от глаз случайных прохожих врата в царство чудовищ (в японской звуковой дорожке их называют фольклорным словом «бакэмоно» — «то, что меняется»). Застрявшее в феодальной летаргии место, где монстры изолировались от людей, чьи души источают жестокость. Ведь когда дело доходит до разрешения спорных ситуаций, у нас, у человеков, в ходу идут и щелбаны, и клевета, и кое что потяжелее. А у них, у чудищ, даже шуточный кулачный бой без веской на то причины развязывать не положено. Нелюди презирают кровопускание, им не все божья роса — каждый второй ходит по улице с катаной, вот только доставать клинок из ножен категорически запрещено. Неудивительно, что здешняя гонка за власть, в которой между прочим участвует Медвежут, требует от участников в первую очередь проявления благоразумия и лидерских качеств. Правда, вместо дебатов кандидатам все равно приходится биться на арене на потеху публике, но это прежде всего ритуал, летального исхода он не предполагает.
Теснейшим образом переплетаются между собой две истории о достигаторстве: ученика Девятеныша (который пробудет на попечительстве у антропоморфного зверя аж до 17-летия) и учителя Медвежута. Первый подбирает отмычку к собственным мозгам, чтобы стать сильнее, а второй преподает боевые искусства из прагматичных целей, ведь наличие воспитанников — лишняя галочка в перечне требований к желающему взойти на трон. Дело движется, но не без трудностей: достигший половозрелости Рен начнет сбегать в мир людей (удобно все-таки иметь этакое «двойное гражданство»), где есть умные книги, университеты и красивые девушки, а Медвежуту с годами будет все сложнее и сложнее отвыкать от того, что Девятеныш более не является бедной сироткой, о которой надобно слово замолвить. Смена выросла с кременным лбом, сточенными зубами, сбитыми в кровь кулаками и желанием иметь больше, чем есть на данный момент, и чувствовать шире, чем позволяет компания двухметрового раздолбая с медвежьей мордой.